Психологическая совместимость и сработанность как фактор эффективности труда.
Страница 2

Материалы » Влияние социально-психологических факторов на выполнение функциональных обязанностей летчика » Психологическая совместимость и сработанность как фактор эффективности труда.

Совместимость и сработанность – сложные интегративные феномены взаимодействия летчиков, нередко плохо поддающиеся дифференциации. В условиях отрегулированной, достаточно формализованной деятельности, когда отношения ограничиваются в основном трудом, следует в первую очередь говорить о значении сработанности. В условиях длительных полетов взаимодействие летчиков не ограничивается только совместной работой, они вынуждены вместе проводить и досуг. В этом случае большое значение приобретает межличностная совместимость летчиков, когда общение не вызывает неудовлетворенности, деструктивных конфликтов, значительной межличностной напряженности.

В изучении совместимости и сработанности наметились три подхода: структурный, функциональный, адаптивный.

Структурный подход предполагает поиск оптимальных сочетаний характеристик членов экипажа. Для сработанности – это в основном характеристики профессиональных качеств субъектов совместной деятельности: умений, навыков, знаний, фиксирующихся в сфере трудовой деятельности.

При функциональном подходе экипаж рассматривается как целенаправленное образование, смысл существования которого – реализация определенных функций. Для сработанности важно согласование прав и обязанностей, нагрузки в общем деле при распределении видов работ (по тяжести, индивидуальной предпочтительности). Неравномерное распределение нагрузки, прав и ответственности может привести к ролевым конфликтам между членами экипажа. Гласное и добровольное распределение функций повышает возможность срабатываемости.

Третий подход к проблеме совместимости–сработанности – адаптивный. Он предполагает активное формирование позитивных межличностных отношений и активное совершенствование навыков совместной работы. Для этого подхода характерна целенаправленная работа по совершенствованию знаний друг о друге в области профессиональных и личностных качеств, обучение согласованности операций и действий.

В целом для учета факторов совместимости-срабатываемости в повышении эффективности совместной деятельности необходимо следующее: отбор и комплектование экипажей с учетом профессиональных качеств членов, обучение методам регулирования взаимоотношений, навыкам согласования индивидуальных действий в совместной работе.

Страницы: 1 2 

Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы
Ребенок клиента – дочь Лиза находится в трудном для любого ребенка возрасте семи лет. В этом возрасте большинство детей переживают так называемый «кризис семи лет». Кризис семи лет – это непростой период в жизни ребенка и его родителей. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появле ...

Стилевые особенности саморегуляции
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах [42]. В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особен ...

Организация исследования.
Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года. Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в возрасте 8-12 лет, 40 человек в возрасте 13-16лет. Исследование проводилось в групповой форме, на ста ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru