Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место
Страница 2

Материалы » Трудовой пост, рабочее место и профессия » Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место

Раскрывая сущность феномена "профессия", Н. С. Пряжников различает несколько смежных понятий.

1. Профессия — группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хирург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории .).

2. Квалификация — уровень профессионального мастерства. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию — уровень мастерства, который человек действительно может проявлять. 3. Должность — наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией ("младший научный сотрудник"), с временными обязанностями (и. о. заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации)

То, что в науке называют "система", всегда есть интеграция и баланс "живого" и "мертвого", прогрессивного и регрессивного, гибкого и инертного (средства труда, технологии, традиции, культурные эталоны, стереотипы восприятия, каноны, принципы, алгоритмы деятельности, знания, ценности и др.). В этом отношении профессия как система — не исключение из правил. Именно баланс и активное взаимодействие компонентов "прошлого" и "настоящего" определяют историческую стабильность и социальную жизнеспособность профессии

Матрица профессионального поведения — это нечто большее, чем честолюбивые мечты отдельного человека, чем естественное желание "легких побед", успехов, успехов и успехов. Это именно то целое, которое больше своих частей ("рациональности", "правил" и др.). Поэтому внешние "парадоксы" профессии при внимательном изучении могут выступать как ее истинные системные качества, отражающие "целое", еще, быть может, и не отрефлексированное наукой на данном этапе ее развития.

Продолжим наш анализ проблемы. "Личность" как система более высокого порядка, чем система "субъект", также снимает ряд отношений и закономерностей (например, гуморальной саморегуляции: интерес к делу, чувство долга могут снижать и отсрочивать чувство усталости, даже изменять сам характер физиологического утомления организма).

Аналогично система "индивидуальность" доминирует над системой "личность": одно из ее проявлений — "надситуативная активность" (А. В. Петровский). (Обстоятельный анализ этих феноменов дается в учебных курсах "Психология профессионализма", "Психология творчества" и др.)

Профессия как система более высокого порядка диалектически "снимает" ряд процессов, закономерностей, "правил" подчиненных ей подсистем — трудового поста и рабочего места (например, предписаний конкретных служебных инструкций, требований групповых норм, принятых в данном трудовом коллективе, правил и алгоритмов работы и др.).

Профессия как система значительно более тесно связана с личностью, с индивидуальностью человека, смыслом его жизни, миссией, чем другие ее подсистемы (трудовой пост и рабочее место) и их составляющие — конкретные профессиональные обязанности, требования оптимальности деятельности и — шире — адаптации к конкретным условиям труда и жизнедеятельности.

Рабочее место субъект часто и сравнительно легко может изменять. Совершенно иначе строятся отношения человека с профессией в целом, особенно с профессией в ее высшем смысле — с профессиональным призванием, нередко конфликтующим и отвергающим факторы социальной оптимальности адаптации, "ситуативной активности", "законопослушного" поведения.

В научной литературе, как правило, недостаточно внимания уделяется такой "единице" труда, как рабочее место. Особенности рабочего места сравнительно с другими "единицами" труда — профессией и трудовым постом таковы:

1) высокая динамичность технологий профессиональной деятельности;

2) высокая динамичность (изменчивость, гибкость) служебных обязанностей субъекта на конкретном рабочем месте;

3) предельная специфичность трудовых действий и операций и соответственно служебных обязанностей;

4) высокая значимость организационных факторов (корпоративная культура, стиль руководства, уровни служебной иерархии, стадии развития организации, психологический климат, групповые нормы, характер совместной и индивидуальной деятельности, индивидуальные особенности партнеров и др.);

Страницы: 1 2 3 4

Методы психологической помощи больным и коррекции течения заболевания. Деятельностный подход в психокоррекции больных
Рассмотрение психологической структуры шизофрении (позиция патопсихологического синдрома шизофренического дефекта) позволяет обозначить главные принципы коррекции и адаптации больных: недостаточность одних психических компонентов может восполняться за счет других, более сохранных. «Так, дефицит эмоциональной и социальной регуляции деяте ...

Практическая часть
Профилактика попадания людей в тоталитарные секты – это, прежде всего, деятельность, направленная на повышение уровня критического мышления. Только здравая критика по отношению к той или иной группе и ее учению позволит избежать трагедии. Намного легче человека предупредить об опасности сектантства, чем пытаться вывести его из сектантск ...

Понятие синдрома эмоционального (профессионального) выгорания. История вопроса
Сегодня не для кого не секрет, что учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В зтой связи большое значение приобретает изучение феномена ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru