Психология профессионального межличностного общения
Межличностные отношения, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевых функций.
Частным случаем социального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение как целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения.
В психологии принято выделять следующие закономерности общения:
наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;
отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способы ее реализации;
развитие, наращивание, совершенствование. Если этого не происходит, то общение затухает и разрушается;
позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так и понимание идущей от такого партнера информации.
В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении:
коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);
перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);
интерактивную (взаимовлияние партнеров).
Межличностное общение выполняет много разных функций, среди которых в первую очередь выделяют:
профессионально-деловую;
познавательно-диагностическую;
педагогическую;
информационную;
управленческую;
обратной связи;
самоутверждения личности;
реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;
решение других задач.
В целом преобладание тех или иных функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и для чего люди общаются. В этом смысле выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей.
1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение.
2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическое общение.
3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение.
4. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию: управленческое общение.
5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийное общение.
Эмоционально-эмпатийное общение крайне необходимо в служебной, деловой обстановке, где оно проявляется в различных формах так называемого психологического поглаживания: одобрения, поощрения, моральной поддержки и т.п.
Различают и другие виды общения:
примитивное, субъект-объектное общение, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех или иных задач;
манипулятивное, при котором субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению и последний с ним соглашается и потому действует соответствующим образом;
паритетное общение, как субъект-объектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения.
В общении широко используются различные средства, знаковые системы общения. Все их многообразие можно свести в три группы:
1) вербальные (слово, речь);
2) невербальные (неречевые средства);
3) смешенные (сочетание вербальных и невербальных средств общения, что обычно и бывает при вербальном общении).
В вербальном межличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное решение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным. Так, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у коммуникатора и реципиента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать. В целом же исследования показали, что потери и искажения в информационным общении между коммуникатором и реципиентом составляют около 60 %.
Межгрупповой конфликт
Ныне на Земле проживает более 6 миллиардов человек. Они объединяются более чем в две сотни национально-государственных образований. 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других больших и малых социальных групп, будь то семья, религиозная община, сельский сход или политическая элита. Отношения между ними заведомо не м ...
Направленность работы детского психолога в ходе
активизации физкультурной деятельности дошкольника. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере
развития дошкольников методами физической ку
Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствовани ...
Этапы развития цветовой символики
Мы выделяем три основных этапа развития цветового символизма [5]. Но прежде, чем дать их характеристику, следовало бы ответить на вопрос, правомочно ли вообще говорить о развитии цветовой символики. Известно, что "принятым по умолчанию" доказательством того, что нечто развивается, есть сравнение разнесенных во времени образцов ...