Психология профессионального межличностного общения

Материалы » Психология и педагогика профессиональной деятельности » Психология профессионального межличностного общения

Межличностные отношения, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевых функций.

Частным случаем социального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение как целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения.

В психологии принято выделять следующие закономерности общения:

наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;

отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способы ее реализации;

развитие, наращивание, совершенствование. Если этого не происходит, то общение затухает и разрушается;

позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так и понимание идущей от такого партнера информации.

В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении:

коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);

перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);

интерактивную (взаимовлияние партнеров).

Межличностное общение выполняет много разных функций, среди которых в первую очередь выделяют:

профессионально-деловую;

познавательно-диагностическую;

педагогическую;

информационную;

управленческую;

обратной связи;

самоутверждения личности;

реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;

решение других задач.

В целом преобладание тех или иных функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и для чего люди общаются. В этом смысле выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей.

1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение.

2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическое общение.

3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение.

4. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию: управленческое общение.

5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийное общение.

Эмоционально-эмпатийное общение крайне необходимо в служебной, деловой обстановке, где оно проявляется в различных формах так называемого психологического поглаживания: одобрения, поощрения, моральной поддержки и т.п.

Различают и другие виды общения:

примитивное, субъект-объектное общение, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех или иных задач;

манипулятивное, при котором субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению и последний с ним соглашается и потому действует соответствующим образом;

паритетное общение, как субъект-объектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения.

В общении широко используются различные средства, знаковые системы общения. Все их многообразие можно свести в три группы:

1) вербальные (слово, речь);

2) невербальные (неречевые средства);

3) смешенные (сочетание вербальных и невербальных средств общения, что обычно и бывает при вербальном общении).

В вербальном межличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное решение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным. Так, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у коммуникатора и реципиента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать. В целом же исследования показали, что потери и искажения в информационным общении между коммуникатором и реципиентом составляют около 60 %.

Влияние различных видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещё и то, что быстро заучивающие ...

Теория типов личности Ганса Айзенка
Ганс Айзенк – еще один представитель диспозиционного направления. Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. ...

Патология и психология воли
Роль различных компонентов волевого акта – импульсов к действию, опосредующих его мыслительных операций, плана и т. д. – наглядно проявляется в тех патологических случаях, когда один из этих компонентов нарушен. У каждого человека имеется некоторый характерный для него в обычных условиях нейротонус, обусловленный зарядкой его подкорки, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru