Глава IV.

Основная цель данной главы – установить понятие «ошибочные действия», рассмотреть виды ошибочных действий, подтверждая теорию примерами из повседневной жизни.

Зигмунд Фрейд утверждал, что нет такого намерения или поступка человека, которое нельзя было бы объяснить с помощью схем психоанализа. И действительно, он сумел найти толкование даже мыслям и снам человека, раскрывающим скрытые мотивы, комплексы и страхи человека.

Не исключение ошибочные действия, совершаемые человеком. На первый взгляд всего лишь невинные оговорки, они таят в себе скрытый смысл, невысказанные желания или страхи. Многие люди не склонны принимать их всерьёз, считая это мелочью. Сам же Зигмунд Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ» говорил: «Психоанализ не может похвастаться тем, что никогда не занимался мелочами». Именно маленькие бессознательные поступки в поведении человека помогут составить правильную картину анализа.

Если рассматривать ошибочные действия, то в первой группе их насчитывается четыре типа: оговорки, описки, очитки и ослышки, В основе другой группы лежит забывание, запрятывание и затеривание какого-либо предмета. Также сюда можно отнести ошибки заблуждения (значения терминов см. Приложение 3). Самыми интересными и примечательными считаются оговорки. Фрейдом не принимается во внимание фактор усталости, отвлеченности на другое или волнения, когда внимание человека рассеяно. Фрейдом доказано, что «ошибочные действия и забывание проявляются у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованы, разве что им припишут это волнение после сделанного ошибочного действия, но сами они его не испытывали». Также оговорки могут быть спровоцированы рядом факторов (например, внушение).

Ещё до выхода в свет первой работы Фрейда ошибочные действия были подробно описаны докторами Мерингером и Майером в 1895 году. Сюда входят искажения слов – предвосхищения, отзвуки, смешения и пр. Но их объяснения Фрейду показалось недостаточно, и он решил дополнить уже существующую схему оговорками на основе схожести звуков, влияния словесных ассоциаций.

Часто случается, что поэт пользуется оговоркой как выразительным средством. Например, цитата из «Венецианского купца» У. Шекспира:

«Две половины у меня: одна

Вся вам принадлежит; другая – вам.

Мне – я сказать хотела; значит, вам же, -

Так ваше все! »

В повседневной жизни оговорки иногда не менее точно выражают истинный смысл высказывания, то, о чем думал и, возможно, подавлял в себе автор высказывания. «Они [ошибочные действия] не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Но каким образом можно убедиться в существовании двух соперничающих намерений? Фрейд назвал первое нарушенным, куда прокрадывается ошибка, а второе – нарушающим. Обычно человек, совершивший ошибочное действие, знает и признает нарушенное намерение. А вот нарушающее он осознать не всегда в состоянии, особенно если оно всего лишь немного исказило суть нарушенного намерения.

Пример искажения, данный в лекциях З.Фрейда – профессор, критиковавший преподававшего до него человека, выразился следующим образом: «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника». Сразу становится ясным его отношение к этому человеку. Даже несмотря на то, что он позже поправился, сказав «неспособен».

Иногда человек попросту боится выдать чем-то свои намерения, рассказать о них. Позже, разговаривая на схожие темы, ему вспомнится его страх и все силы он употребит на молчание, но вдруг обязательно скажет то, чего боялся.

В некоторых случаях человек, стараясь запомнить нужную дату, имя или день встречи, безнадежно забывает их и вспоминает только тогда, когда уже поздно. Та же самая ситуация может произойти с любым предметом. К примеру, одна девушка давно мечтала получить медаль на конкурсе. Отправившись на конкурс с подругой, она замечает, что подруга составляет её серьезную конкуренцию. Когда подруга получила, она попросила девушку подержать ее у себя. Через некоторое время девушка, приехав домой, обнаружила в своем чемодане медаль за победу.

Это яркий пример непроизвольного забывания и запрятывания вещей. Девушка не хотела красть медаль, она просто забыла отдать медаль обратно, а может быть, просто забыла куда положила её. Не надо быть психоаналитиком, чтобы понять мотивы ее поступка, хоть и бессознательного – желание иметь медаль.

Подводя итог, можно сказать, что ошибки в речи, письме могут быть вызваны небольшими отклонениями функций, неточностями в психической деятельности в определенных условиях. А феномены «запрятывания» и «затеривания» могут быть обусловлены всего лишь невнимательностью. Но методы, предложенные З.Фрейдом, пролили свет на природу скрытых намерений, стоящих за нарушаемым действием.

Основные принципы запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот ...

Латентный период
В промежутках от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентны ...

Методика 2
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, ч ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru