Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как
образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского
психологаСтраница 3
Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение. При подборе т.н. релаксирующего музыкального сопровождения особенно важна роль психолога, т.к. неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать непредсказуемую реакцию ребенка, важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную психическую реакцию.
Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий (например, комплекс «Морское царство» направлен на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, комплекс «Любимые игрушки» - координационных способностей, комплекс «Африка» - выносливости и т.д.).
Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2, 5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких (в течение двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств[18].
После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий проводится физкультурный досуг или праздник (например, комплекс «Морское царство» завершается физкультурным праздником «В гостях у Морского Царя»), в процессе которых используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к празднику (досугу) является для детей хорошим стимулом для тщательной отработки своих движений, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность.
С целью оценки эффективности разработанной программы сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в период 1999-2000 гг. был проведен сравнительный педагогический эксперимент, в котором принимали участие дети в возрасте 5-7 лет (n=160) детских садов № 141 и № 55 г. Магнитогорска.
Экспериментальная группа занималась по разработанной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики. Занятия продолжительностью 30 минут проводились три раза в неделю в течение шести месяцев. Контрольная группа в течение этого же периода занималась по традиционной программе по физическому воспитанию для детского сада (с аналогичной продолжительностью и кратностью занятий). Эффективность предложенной методики оценивалась посредством сравнения показателей физического и психического развития и физической подготовленности, а также данных о динамике заболеваемости детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента.
До начала эксперимента дети экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий в показателях физического и психического развития и результатах физической подготовленности, за исключением результатов в наклоне вперед. После проведения эксперимента однонаправленное достоверное изменение показателей физического развития наблюдалось в обеих группах. Таким образом, повышенные нагрузки не оказали отрицательного воздействия на организм испытуемых. Средства и методы физического воспитания, используемые в экспериментальной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики, были адекватны возможностям организма детей данного возраста (это подтверждается также результатами педагогических наблюдений и данных пульсометрии).
Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей экспериментальной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить достоверное (р<0,05) изменение результатов во всех контрольных упражнениях (в челночном беге - с 11,11 до 10,21 с, в прыжке в длину с места - со 107,40 до 121,38 см, в разгибании туловища - с 13,13 до 28,05 раза, в сгибании туловища - с 11,08 до 32,65 раза, в наклоне вперед - с 1,50 до 8,85 см). Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей контрольной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить, что достоверных (р>0,05) изменений результатов не наблюдалось ни в одном контрольном упражнении. Это объясняется тем, что занятия по традиционной программе физической культуры для детского сада направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют воспитанию двигательных качеств, что подтверждается также результатами исследований других авторов.
Биография Дейла Карнеги
Имя Карнеги у нас настолько популярно, что многие даже убеждены, будто всемирно известный фонд Карнеги им и основан, а знаменитый Карнеги-холл назван в его честь. На самом деле в этих названиях фигурирует фамилия совсем другого человека — сталелитейного магната Эндрю Карнеги. В начале ХХ века он был одним из богатейших людей Америки и в ...
Формирование личности преступника.
Процесс формирование личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирование самосознания и системы социальной ориентации, вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей о фу ...
Основные формы отношения к болезни и их коррекция
В психиатрии процесс формирования у больного отношения к болезни и всему, что с ней связано, анализируется не очень широко. В "большой" психиатрии изучаются преимущественно тяжелые формы психозов, при которых грубо измененное сознание является не столько выражением "внутренней картины болезни", сколько самой психичес ...