Структура мотивации: потребности, мотивы, целиСтраница 2
В некоторых случаях бывает более удобной формальная классификация мотивов. Когда мы понимаем под мотивом форму существования потребности, а в качестве критерев классификации используем степень осознанности мотивирующего фактора, долгосрочность и степень его обобщенности, то такая классификация может включать следующие виды мотивов: установку, влечение, желание, интерес, мечту, идеал, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение.
Мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми. Неосознаваемые мотивы несознаваемы в двух аспектах: во-первых, учащийся может не осознавать своей потребности, которая лежит в основе мотива, и, во-вторых, учащийся может не осознавать форму существования и реализации этой потребности, то есть сам мотив (установка, влечение). Осознаваемость мотива связана как с осознанием потребности, находящейся в основе мотива, так и с формой существования потребности (от желания до мировоззрения) и с формой её содержательной реализации.
Выделяют две функции мотивов: побуждения и смыслообразования (А.Н.Леонтьев). Смыслообразующие мотивы придают деятельности учащегося личностный смысл, другие, побудительные мотивы, выполняют роль стимуляторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности учащихся характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.
Третий структурный элемент мотивации – это цель. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п. Цель, как правило, детерминируется несколькими мотивами (полимотивирована). Так понимание мотивации ученика помогает учителю развивать у школьника социально желательные мотивы учебы (ведь значительно лучше, когда активность побуждается таким мотивом, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и упреков взрослых). Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают учащегося к деятельности. Постановка цели стимулирует его прилагать соответствующее усилие для ее достижения. Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Цель, подкрепленная большим числом мотивов, будет сильнее влиять на деятельность человека. Сильнее, как правило, нас побуждают к деятельности близкие цели и слабее отдалённые во времени.
Чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к выполнению деятельности. Общие цели, пока они не конкретизированы, часто имеют характер деклараций и не стимулируют к деятельности. Конкретизация цели, разработка промежуточных целей (этапов) и средств их достижения - важный мотивационный фактор.
В некоторых случаях цель является конкретизацией мотива, в других цель может скрывать истинные мотивы. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие учащегося. В самом общем виде цель связана с реализацией, удовлетворением потребности, снятием состояния неудовлетворённости или напряжённости.
Цель организовывает, побуждает учащегося к деятельности. Развернутая деятельность предусматривает достижение конкретных целей (в определенной последовательности). Чем более дифференцирована общая (конечная) цель, чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели (завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию успеха, дает эмоциональный заряд, побуждает к конечной цели, усиливает мотивацию учащегося.
Формирование целей у учащегося идёт в направлении от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками к самостоятельной постановке цели перед самим собой. Образ предвосхищаемого результата становится побудительной силой, начинает направлять действия учащегося и определять выборы возможных способов её осуществления. Целеобразование – центральный момент в процессе подготовки и осуществления деятельности и главный механизм формирования новых для учащегося действий. Осваивая целеполагание как специальную произвольную деятельность учащийся не только учится ставить цель, но и тем самым учится эффективно её достигать.
В характеристики целей обычно включают: разнообразие; разномасштабность, соподчинённость, чёткость и конкретность; ограниченность во времени, адекватность или соответствие контексту жизнедеятельности; достижимость; направленость на результат; проверяемость и измеримость, обеспеченность ресурсами.
Методы и приёмы улучшения памяти человека. Упражнения для развития памяти по Ф.Лёзеру. Тренировка запоминания логически не связанного текста
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.
1. Украинец 11. Масло
2. Э ...
Этикет деловой одежды
Многим из нас не доставляет большого удовольствия старая истина, гласящая, что «встречают по одежке»; и, тем не менее, она справедлива, особенно когда речь идёт о современном деловом мире. Обратите внимание на людей, быстро продвигающихся по службе. Чаще случается так, что при наличии двух кандидатов на повышение получает должность тот, ...
Возрастные особенности формирования личности подростка
Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы). Существует множество различных периодизаций возрастного развития (Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Выготский Л.С., Абрамова Г.С., Немов Р.С. и т.д.). Удобнее всего будет взять ...