Психологические основы манипуляций личностьюСтраница 2
Примером здесь может служить обоснование в СМИ модели «шоковой терапии», которая рассматривалась как единственно верный, безальтернативный способ выхода из ситуации надвигающейся катастрофы. Почему единственно верный? В тот момент уже существовали далеко не радужные результаты применения «шоковой терапии» в Польше.
Демократическое общество, с одной стороны, открывает возможность для рядового гражданина влиять на принятие ключевых для общества решений, с другой стороны, свобода СМИ делает возможным широкое применение технологий формирования общественного мнения, навязывания гражданину тех или иных мифологических представлений. В современном обществе СМИ формируют образ реальности на основе которого свободный гражданин делает свой выбор.
Манипуляция ориентирована на элиминацию логики, критического анализа и примитивизацию мышления целевой группы, подмену логической связи устойчивой ассоциациативной связью, когда то или иное явление ассоциируется с навязываемым деструктивным образом. В этом аспекте самостоятельный взгляд на мир, попытки независимого мышления на основе здравого смысла, а не в рамках навязываемой мифологической парадигмы, мифологического образа мира и укорененных в нем стереотипов поведения и ценностей – представляет основную опасность для любой манипуляционной программы.
Элементами манипуляционной программы являются мифы, в том числе мифы о всемирном заговоре, предрешенности судьбы и т.д., что внушает мысль о покорности и бессмысленности критического анализа существующего порядка вещей.
Манипуляция как один из видов информационной атаки заключается в плавной и почти незаметной подмене, переходе (всегда с отвлекающими эффектами) – от действительно справедливого разоблачения нелицеприятных фактов, преступлений, злоупотреблений, устаревших традиций и т.д. – к критике всей модели мира и укорененной в ней системы ценностей.
Демонтаж системы ценностей начинается с выявления уязвимых мест в смысловом пространстве противника, определения диссонирующих фактов, стереотипов и представлений, которым затем с помощью пропагандистской компании в СМИ придается фундаментальное значение. При этом в качестве альтернативы обществу предлагается новая модель мира, основанная на иллюзиях и стереотипах данного общества, но не укорененная в его исторической памяти, национальных традициях, глубинных психологических установках и прямо противоречащая социально-историческим условиям его существования.
Для того, чтобы результат был более эффективен, любая манипуляция имеет строго определенного адресата, социально-психологический «портрет» которого исследуется с помощью фокус-групп и глубинных интервью. Все разведки мира работают над составлением психологического портрета своего вероятного противника, выявляя его наиболее уязвимые места. В том числе и ЦРУ во время «холодной войны» вело среди эмигрантов из бывшего СССР исследовательскую работу по выявлению их наиболее глубинных психологических установок, стереотипов, мифов и ценностей.
Условием эффективности манипуляции служит выведение массового сознания за привычные рамки норм, ценностей и стереотипов, дестаблизация массового сознания с помощью пропагандистских и отвлекающих мероприятий. Степень эффективности манипулирования зависит от глубины и точности сканирования ментальных структур группы: ее норм, ценностей, стереотипов, глубинных психологических установок и архетипов.
Исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления.
Основные средства информационной войны ориентированы на этот феномен. Любые манипуляции и пропагандистские компании основаны на “эффекте резонанса”, когда «имплантируемая» информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности на которую направлена пропагандистская компания.
Результаты исследования социальных представлений
студентов о карьере. Социальные
представления о карьере у студентов 1 курса
Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики.
Таблица 3 - Результаты описательной статистики
Показатели
Кол-во респон.
Ср ...
Экспериментальное исследование личностных особенностей руководителей
среднего звена, влияющих на психологический климат в коллективе. Обоснование
выбора методов и методик исследования
Для диагностики особенностей личности руководителей мы использовали методику Д. Кейрси. Данная методика направлена на определение социального типа личности.
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому предлагается ответить на вопросы опросника согласно инструкции (Приложение 1). После того, как испытуе ...
Анализ результатов исследования
Результаты диагностического исследования по выявлению особенностей реагирования в конфликтной ситуации см. в Приложении 6.
В результате исследования выявилось, что в двух группах студентов 8 человек склонны к соперничеству, предпочитая обострять конфликтные ситуации; 14 подростков склонны к сотрудничеству, 16 подросток в группах стремя ...