Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста. Консультативная помощь юношам и девушкам
Юноши и девушки, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта по проблемам взаимоотношений со сверстниками, находятся в состоянии тревоги и страха. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Подростки и юноши часто слышат от близких: «Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову». А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить;
Искренность – одно из важнейших условий консультирования юношей. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что «в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания . Конгруэнтность представляет собой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада . Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта»[18].
Эмпатия является непременным условием консультирования. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.
Один из часто встречающихся запросов – переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В юношеском возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира клиента, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний. Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства»[19]. В таких случаях консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл «работой скорби». Она проходит несколько более-менее выраженных этапов[20]:
1)Этап отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разрывом. Душевная боль юноши столь велика, что может казаться, что жизнь кончена. На этой стадии ситуация разрыва воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Наконец он (она) от меня отвязался»;
2)Этап озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Подростки и юноши способны «собрать» команду сочувствующих, которые из дружеских чувств к «брошенному» могут также выражать неприязненные чувства к инициатору разрыва;
3)Этап переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить отношения, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность.
4)Этап депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, резко снижается уровень самооценки, что часто не позволяет заняться каким-нибудь делом, чтобы хотя бы отвлечься.
5)Этап адаптации. Когда консультант встречается с клиентом, имеющим такую проблему, во время одной из вышеназванных стадий, его цель - помочь клиенту «перейти» в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни.
Диапазон проблем, возникающих после разрыва, довольно широк – от сниженной самооценки и депрессии, до невозможности заводить новые отношения. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможности контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. Главное в таком консультировании – это помощь в построении позитивной «Я»-концепции, преодоление непродуктивных переживаний.
Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с
агрессивными детьми
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся ...
Техника толкования сновидений
В рамках моей работы невозможно охватить всю область изучения, рассказать в подробностях о различных подходах к толкованию сновидений и их результатах, поэтому основная задача, поставленная автором при написании этого раздела, обозначить ключевые моменты, принципы толкования и указать на типичные ошибки этого процесса.
Интерпретацию сн ...
Феномен лидерства
Текущая версия
(не проверялась)
Лидер
(от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для ...