Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте
Страница 1

Материалы » Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте » Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте

Эмоциональный фактор в подростковом и юношеском возрастах имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Оценка эмоциональной зрелости юноши не может осуществляться без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития.

Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоле­ния непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания. Специфически подростковые и юношеские возрастные задачи, связанные с обретением самостоятельности, независимости, самоутверждением, не могут быть решены без развития способности регуляции переживаний. Потеря эмоционального контроля ведет к формированию психологической зависимости молодого человека от ситуации и ограничивает репертуар его совладающего поведения.

Юношеский возраст является сензитивным в плане эмоционального развития. В этот период происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления. Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений подростка с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями.

Подросткам и юношам бывает трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, многие их не осознают, а диагностических средств в этой области явно недостаточно. Методика диагностики регуляторных процессов переживаний значительно расширяет возможности психологического воздействия в психокоррекционной и консультативной работе.

В работе Туревской Т.А.[21] защитные механизмы понимаются как интрапсихические феномены, которые реализуют специфические функ­ции по отношению к переживаниям. Она выделяет три типа такого рода защитных механизмов:

- защитные механизмы, реализующие функции отреагирования переживаний;

- защитные механизмы, ослабляющие или редуцирующие пе­реживания;

- защитные механизмы, направленные на трансформацию переживаний.

Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию.

В подростковый и юношеский периоды происходит изменение интеллектуальных процессов, опосредствующих переживания, качественно меняется структура переживаний. Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции. Поэтому при конструировании диагностической методики Туревская Т.А. ориентировалась на возможность отражения с ее помощью самих защитных механизмов, сколько процесса преобразования переживаний посредством этих механизмов.

Изучение механизмов регуляции переживаний проводится на модели стимульной ситуации, которая затрагивает значимые проблемы подростка, юноши, и в которой присутствует эмоциональный конфликт.

В соответствии с этим в качестве материала Туревской Т.А. использовались карточки методики Розенцвейга[22] (Приложение), на которых представлены различные травмирующие ситуации, провоцирующие определенные переживания: 8 – «Твоя подруга пригласит меня сегодня вечером на танцы. Она оказала, что ты не пойдешь»; 15 – «Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу».

Процедура проведения частично совпадает с той, которая предлагается в методике Розенцвейга. Испытуемым предлагалось представить себя на месте опреде­ленного по методике Розенцвейга персонажа и ответить на вопросы:

- какие чувства, переживания возникли у тебя, если бы ты ока­зался в подобной ситуации, на месте того человека? Почему?

- как бы ты ответил, если бы ты оказался в подобной ситуации?

Можно предполагать, что в силу травмирующего характера ситуаций уже на этом уровне возможна актуализация защитных процессов. Вместе с тем вводятся дополнительные условия, направленные именно на актуализацию процессов эмоционального контроля и защиты. После ответов на вопросы испытуемым предлагались следующие инструкции:

- если бы ты хотел снизить для себя травмирующее значение ситуации, как бы ты ответил в таком случае?;

- как бы ты ответил, если бы хотел обернуть ситуацию шуткой?

Данные инструкции задают определенный тип изменения эмоционального реагирования на снятие или ослабление негативный тона переживаний; либо на смену знака эмоционального возбуждения. В задачу испытуемою входит организация или преобразование стимульной ситуации с целью изменения ее эмоционального значения.

На основе этого анализа Туревской Т.А. была проведена систематизация защитных механизмов:

1)Защитные механизмы, реализующие функцию отреагирования переживаний.

При отреагировании тех или иных своих эмоциональных состояний субъект должен учитывать смысл, который его эмоциональная реакция будет иметь для другого и, соответственно, возможные ответные реакции. Отсюда возникает проблема - когда и как выражать эмоции. На этот счет существуют как социальные правила, так и специфические способы отреагирования, которые не только реализуют функцию разрядки эмоционального напряжения, но и осуществляет регуляцию социального взаимодействия, а точнее, предполагают овладение эмоциональными реакциями партнера по общению. Были выделены три категории процессов отреагирования.

Страницы: 1 2 3

Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменен ...

Позиционные и конфликтные справедливости
Основополагающим фактором сохранения равновесного состояния как инвариантной формы нормы и ее оценки на любых социальных уровнях организации общественных отношений является понятие справедливости, или как его определяют Р. К. Хьюсман и Д. Д. Хэтфилж - фактора справедливости в отношениях между людьми. Именно чувство справедливости опреде ...

Должностная инструкция педагога-психолога
I. Общие положения 1. Педагог-психолог относится к категории специалистов. 2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru