Мотивация педагогической деятельностиСтраница 1
Основным из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Выделяются следующие виды мотивов:
1. Внешние (например, мотив достижения);
2. Внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей деятельности).
Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализацией. Вместе с тем в педагогической деятельности проявляется и такая форма ориентации, как доминирование, или мотив власти. Г. А. Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Признаками или эффектами потребности доминирования являются следующие желания:
1. Контролировать свое социальное окружение.
2. Воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания.
3. Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами.
4. Добиваться их сотрудничества.
5. Убеждать других в своей правоте. [1]
Н.А.Аминов отмечает так же соответствие этим желаниям определенных действий, которые согласно Мюррею сгруппированы следующим образом:
1. Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать.
2. Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, принимать решения.
3. Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы.
4. Очаровывать, покорять, заставлять прислушаться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду. [17]
Особую роль в объяснении теории власти играет стремление к совершенству к превосходству и социальной власти в комплексе ведущих мотивов личностного развития.
Н.А. Аминов приводит для иллюстрации следующие виды мотивы власти, соотносимые с педагогической деятельностью учителя:
1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием, в какой мере учитель может удовлетворить один из мотивов ученика и насколько учитель поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения ученика.
2. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием ученика, во-первых, той меры, в какой учитель способен наказать его за нежелательное для учителя действие, и насколько, во-вторых, учитель сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения ученика
3. Нормативная власть. Речь идет об интеоризированных учеником формах, согласно которым учитель имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.
4. Власть эталона. Она основана на идентификации ученика и желание ученика быть похожим на учителя.
5. Власти знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых учителю со стороны ученика особых знаний по изученному предмету, интуиции или навыков обучения в рамках предмета.
6. Информационная власть. Она имеет место в тех случаях, когда учитель владеет информацией способной заставить ученика увидеть последствие своего поведения в школе или дома в новом свете.[6]
Для анализа мотивации педагогическая деятельность представляет интерес, стадиальность мотивирования властью по Макклелланду, а именно 4-я стадия (мне хочется выполнить свой долг). Она соответствует взрослому состоянию, т.е. зрелому человеку, который посвящает свою жизнь служению какому-либо делу или определенной социальной группе.
Н.А.Аминов специально подчеркивал, что мотивационной основе выбора педагогическая деятельность мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знание).
Это важно и для прогноза успешности педагогической деятельности. Под оказанием помощи, альтруистическим поведением могут пониматься любые целенаправленные на благополучие других людей действия. [17]
Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации по А.Б.Орлову, центрация понимается гуманистической психологии как «особым образом постое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и его поведение. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развитие их общения, творчества, личностного роста в целом».
Согласно Орлову личностная центрация учителя является «интегральной и системообразующей» характерной деятельности педагога. При этом полагается, что именно характер центрации учителя определяет все многообразие этой деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т. д.
Методики исследования и их краткая характеристика. Методика диагностики
синдрома эмоционального выгорания В. В.Бойко.
Цель: изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
Методика представляет собой опросник, содержащий 84 вопроса. Предполагаемые варианты ответа: «да» или «нет». Время, отведённое испытуемым на заполнение бланка, строго не ограничивается, но выносится рекомендация, что не стоит долго размышл ...
Глава первая. Психофизиология толпы
Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо. Напротив, он значительно осложняется, когда в одном и том же преступлении участвует много лиц, так как тогда нужно исследовать участие, которое принимал каждый в данном преступном действии. Но вопрос делается крайне трудным, когда ви ...
Особенность характера
Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно и говорят о чертах, характерных для данного человека. («Характер» и буквальном переводе с греческого обозначает «чеканка», «отпечаток».) Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всяку ...