Понятие психологической готовности
Страница 5

В современных условиях общественное развитие может осуществить только творчески мыслящая, деятельная и всесторонне развитая личность. Поэтому, естественно, возрастают требования к личности учителя, его психологическому образу и профессиональной подготовке. Сейчас, как никогда, обществу требуются специалисты, которые сочетают в себе глубокую профессиональную подготовку, ответственность, стремление в обновлении и обогащении своих знаний. Вот почему особое внимание необходимо уделять профессиональной подготовке будущего учителя, формировать его самосознание и профессиональную самоидентичность.

Решающее значение в процессе развития профессионально-педагогической самоидентичности приобретает учеба в педагогическом вузе. Н.В. Кузьмина указывает, что студент выбирает вуз, чтобы получить специальность и работать по ней и если бы он полностью отдавал себе отчет в том, что составляет сущность его будущей специальности, какие ему потребуются знания, умения и навыки, то не возникало бы проблемы формирования педагогической самоидентичности. Но дело осложняется тем, что выбор высшего учебного заведения нередко обусловлен стремлением стать студентом при нейтральном, а иногда и негативном отношении к педагогической профессии.

Проблему профессиональной идентичности в педагогическом процессе исследовали Ж.Зайнобиддинов, В,Ф,Сафин, В,Г,Абдурашитов и др. (4,12). Ими было обосновано, что развитие самоидентичности, профессионального самосознания будущего учителя определяется влиянием двух факторов. Прежде всего, студентами педвуза в процессе обучения усваиваются профессиональные ценности в терминах дисциплин психолого-педагогического цикла. Через эти понятия осознаются профессионально значимые свойства и особенности своего Я. Вторым этапом формирования профессиональной идентичности будущих педагогов является сама педагогическая деятельность в период прохождения педагогической практики, в ходе которой проявляются, уточняются для других и для себя профессионально важные свойства и особенности будущего учителя. Необходимо отметить, что та часть студентов, которая еще со школы мечтала о профессии учителя, как правило, более уверенно чувствует себя в работе с детьми, что уже наблюдается при прохождении первой педпрактики. Эти студенты испытывают прилив сил, ищут и находят пути активного взаимодействия со школьниками. У студентов же, которые случайно попали в педагогический институт, или руководствовались только желанием изучать определенную научную дисциплину, первое соприкосновение со школой уже не в качестве учащегося, а в качестве студента – будущего учителя, вызывает самые разнообразные настроения. У некоторых из них появляется уверенность в правильном выборе профессии, повышается интерес к профессии учителя, формируется психологическая готовность к педагогической деятельности. У другой же части студентов проявляется и укрепляется отрицательное отношение к школе, что требует продуманной организации специальной системы воспитательной работы, целенаправленной на формирование устойчивой психологической готовности студентов к будущей педагогической деятельности. [16]

Процесс формирования позиции учителя разбивается на три этапа:

- этап, связанный с усвоением предметов педагогического цикла и развитие педагогического мышления;

- этап формирования интересов к профессии учителя;

- этап принятия роли учителя.

Немаловажную роль на формирование самоидентичности студента оказывает его самооценка. В.Ф.Сафин определяет самооценку как один из двух механизмов самоопределения, включающего и профессиональное самоопределение. В качестве второго механизма он называет процесс «идентификации-персонификации»

Еще один из компонентов формирования профессиональной самоидентичности – Я-концепция, о положительном влиянии которой в своих работах пишут Р.Бернс, Л.М.Митина. Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Учителя и студенты, позитивно воспринимающие себя, чувствуют себя уверено, удовлетворены выбором своей профессии, эффективны в работе и учебе.

Надо отметить, что эмоциональные состояния, к этой категории понятий относится и идентичность, играют важную роль в процессе профессионального самоопределения и профессиональной деятельности учителя. В исследованиях Н.А.Подымова выявлены закономерные связи между профессионально-значимыми качествами личности учителя и его эмоциональным состоянием. Высокий уровень развития профессиональных качеств связан с проявлением положительно окрашенных состояний и снижением выраженности отрицательных состояний.

Идентичность — сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные основания. Человек становится «вполне человеком», когда осознает свою идентичность. Идентичность есть психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Мы знаем, кто мы, осознаем свою идентичность в мире людей, профессий и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Методы влияния. Феномен манипулирования
На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция [11], и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярн ...

Сексуальное развитие. Сексуальное поведение подростков
Так как девочки опережают в своем развитии мальчиков, у них очень мало общих интересов. Пробуждающийся интерес к противоположному полу может настораживать их и пугать. В этих условиях дружба со сверстниками может приобретать некоторую сексуальную окраску. Порой неосознанно дружеские объятия и прикосновения превращаются в сексуальные ла ...

Методы и приёмы улучшения памяти человека. Упражнения для развития памяти по Ф.Лёзеру. Тренировка запоминания логически не связанного текста
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер. 1. Украинец 11. Масло 2. Э ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru