Зигмунд ФрейдСтраница 1
Труды З. Фрейда: "Введение в психоанализ", "Я и ОНО", "По ту сторону принципа удовольствия", "Остроумие и его отношение к бессознательному" "Психопатология обыденной жизни", "Психоанализ, религия, культура", "Толкование сновидений", "Леонардо да Винчи", "Поэт и фантазия", "Будущее одной иллюзии", "Недовольство культурой".
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр, психотерапевт, автор психоанализа, оказавший мировоззренческое и культурное влияние на цивилизацию ХХ века. Получил классическое образование. Знал греческий и латынь; немецкий, английский, французский, испанский, итальянский разговорные языки. Проявлял интерес к философии, поэзии, драматургии. За исключительную литературную одаренность в 1930 г. был отмечен Премией Гете. “Работать и любить” - жизненное кредо Фрейда. В работе и любви - гармония и счастье. Обладал колоссальной работоспособностью, имел любящую и любимую жену, шестерых детей. За 45 лет активной научной деятельности и клинической практики создал первую развернутую теорию личности, обширную систему клинических наблюдений, оригинальный метод лечения неврозов, метод исследования бессознательного.
80 лет ниспровергают психоанализ, 60 лет говорят о его кризисе, 30 лет о его закате. При этом психоанализ живет и делает успехи в медицине, педагогике, эстетике, психологии, социологии, искусстве. Психоанализ явился одним из важных для развития современной философии, психологии и культуры направлений. Первоначально психоанализ сложился как метод лечения неврозов, затем стал психологической теорией, а впоследствии превратился в одно из важных направлений философии 20 века.
Термин “психоанализ” имеет три значения:
1) теория личности и психопатологии,
2) метод терапии личностных расстройств,
3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Психоанализ З. Фрейда представлял абсолютно новую психологическую систему, которую часто называют психоаналитической революцией. Фрейд писал, что предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории и что никто не может считать себя психоаналитиком, если не признаёт их. Без психоанализа представить себе и понять литературу, кино, живопись, музыку, философию, обыденную жизнь просто невозможно. Психоанализ лежит в основе понимания многих процессов в общественном сознании, массовом поведении, предпочтениях и пристрастиях людей в сфере политики, информации, культуры. С точки зрения психоаналитической теории, современный человек живет в мире напряженной психической мотивации, одержим подавленными стремлениями и влечениями. Это и приводит его к экранам телевизоров, телесериалам и другим формам массовой культуры, предоставляющей сублимационный эффект.
Одним из наиболее необычайных и интересных открытий З. Фрейда есть его концепция истины. Истина одна из центральных категорий любой философской системы. Так, например, простое толкование истины как соответствие высказываний реальностям, даёт логический позитивизм XX века. Однако данная категория окрашена в плюралистические тона. В философии постмодернизма понятие истины совсем теряется в общей культурно-игровой атмосфере. Величие открытия Фрейда состоит в том, что он расширил концепцию истины до невероятных размеров. Для него она не только то, во что мы осознанно верим или что мы рационально постигаем, но так же и то, что мы в себе подавляем, потому что не хотим об этом думать. Он распространил метод обретения истины на сферу, в которой человек прежде такой возможности не видел. Он смог это сделать благодаря открытым механизмам подавления (репрессии) и рационализации. На богатом эмпирическом материале Фрейд показал, что избавиться от заблуждений человеку можно, проникая в собственную психическую структуру /22/. Это есть применение принципа освобождающей и исцеляющей истины.
Психоанализ является не только научной теорией. Это - философия и терапевтическая практика, связанные с исцелением души. Он не сводится к экспериментальному научному знанию, но последовательно и без особого драматизма сближается со всеми гуманистическими и этически ориентированными концепциями и школами. Многие (Фромм, Витгенштейн, Поппер) оценивают теорию Фрейда как миф. Но что такое миф? Миф - выдающееся достижение человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ - уникальный - существования. В мифе воплощаются тайные желания человека, в частности, его галлюцинаторный опыт и драматургия бессознательного. Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчленённому мирочувствованию. Миф освящает человеческое существование, придаёт ему смысл и надежду. Он помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты. Понимая специфику мифа и его психофеноменологию, неисчерпаемый и универсальный смысл, Фрейд писал в упомянутом письме к А. Эйнштейну: "Может быть, Вам покажется, что наши теории являются своего рода мифологией, а в данном случае к тому же и нестройной. Но разве не каждая наука приходит, в конце концов, к такого рода мифологии? Разве нельзя то же самое сегодня сказать о Вашей физике?" (Архетип. 1995. № 1). Фрейд видел в своей теории огромную логику, которая позволяет освоить огромный материал бессознательного и иррационального, таящегося в психике человека. Будучи типичным либералом по взглядам, Фрейд создал радикальную теорию, обосновал ведущую роль подавления и фундаментальную важность бессознательного. Человек всегда верил в рациональное мышление как вершину человеческого опыта. Фрейд избавил человека от этой иллюзии. Но не только в этом дело. Заставив усомниться в непоколебимости рационального и разумного, Фрейд впервые поставил перед научным миром вопрос о том, почему, собственно, на рациональность можно всецело полагаться. Разве всегда она приносит утешение и избавляет от страданий? И разве страдание менее грандиозно по степени влияния на человека, чем способность разума? Фрейд доказал, что большая часть нашего рационального мышления лишь маскирует наши реальные мысли и чувства, то есть, служит сокрытию истины. И в этом открытии содержится огромный потенциал социальных преобразований.
Пассивность
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают, что просто «тихоня», отличающийся хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.
Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребёнок может быть несчастным, подавленным, застенчивым. Подход к таким детям должен быть ...
Психика, сознание,
бессознательное
Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, — означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е. вопросами о принципах построения самой психологической науки. Это превосходно выразил Т. Липпс в известном ...
Структура социальных представлений
Социальные представления включают: информацию, поле представления и установку:
- поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содер ...