Гений З. ФрейдаСтраница 1
. Человек страдает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них . (З. Фрейд).
Фрейд был первым психологом - теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности. Фрейд полагал, что базовое формирование личности происходит к концу пятого года жизни, а в последующие годы развиваются уже базовые структуры. Развитие происходит на основе четырех источников напряжения: процессов физиологического роста; фрустраций; конфликтов; угроз. Под влиянием огромного разнообразия исходящих из этих источников напряжений, личность находится в постоянном движении, поиске новых способов редукции напряжения. Этим положением объясняется стремление развивающей педагогики создать проблемную ситуацию и систему противоречий в учебном процессе.
Педагогика в свое время стыдливо отмахнулась от Фрейда, который вскрыл душевное подполье и попытался объяснить, почему “лучшее вижу, хвалю, но, к дурному - влекусь”. В психоаналитической теории заложены громадные теоретические ценности, которые станут достоянием научной практики. К примеру, педагогические средства должны быть направлены на то, чтобы использовать, скрытые в бессознательном, возможности и способности. До тех пор, пока педагогическая психология будет ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, мы не найдем ключ к воспитанию и развитию личности. Фрейд показал, что в структуре здоровой психики содержатся болезненные элементы, проявляющиеся в “патологии обыденной жизни". Человек по природе своей антисоциален. Он устремлен к реализации своих стремлений, влечений, желаний, страстей. А общество - это враждебное окружение, которое контролирует поток желаний и препятствует их осуществлению. Не потому ли воспитательные цели не реализуются, а нормы культуры не выполняются? Но если и выполняются, то в борьбе между желаемым и должным. Как принцип удовольствия согласовать с принципом реальности? Через психологические защиты - механизмы глубокой психической мотивации.
Ближайшие причины воспитательного эффекта скрыты в бессознательном. Но, процессы, начинающиеся в бессознательном, находят продолжение в сознании. И, наоборот, многое в рациональных действиях вытесняется в бессознательное. Признавая роль бессознательного в развитии и обучении, преподаватель и психотерапевт должен так организовать сознательные процессы, чтобы вызвать процессы бессознательные. Методы, формы, стили, технологии, которыми владеет психолог, педагог, - есть проводники в бессознательное. Надо относиться к бессознательному, как фактору, который призван помочь нам понять самих себя, смягчить болезненные противоречия между индивидуальными склонностями и требованиями культуры, которые несет с собой развитие цивилизации.
Меняются формы общения, критерии оценки социального опыта, отношения к индивидуальности, рациональности. То обстоятельство, что есть “”ОНО", и есть конфликт, между “ОНО” и “СВЕРХ - Я”, заставляет искать компромиссные формы поведения. Необходимо учиться компромиссу, согласию.
Психоанализ З. Фрейда представлял абсолютно новую психологическую систему, которую часто называют психоаналитической революцией. Он оказал грандиозное влияние на искусство и творчество. Это влияние проявляется через перенос символов - в фильмах Ф. Феллини ("Ночи Кабирии", "Восемь с половиной", "Аморкорт", "Репетиция оркестра", "Джинджир и Фред"), И. Бергмана ("Осенняя соната", "Фани и Александр"), в прозе А. Мердок ("Дикая роза"), в произведениях М. Булгакова, живописи С. Дали и др. Без психоанализа представить себе и понять литературу, кино, живопись, музыку, философию, просто обыденную жизнь в Европе и Америке просто невозможно. Представления о его психоанализе осознанно или неосознанно входят в наше сознание, определяют наши поступки, становятся нашим духовным опытом. Многие ученые считают, что именно Фрейд в наибольшей степени определяет лицо всей мировой психологической науки. Прежде всего, тем, что именно он переместил психологическую науку с периферии в центр, в самое ядро человеческой культуры. Психоанализ входит в любой феномен гуманитарной культуры, а сам Зигмунд Фрейд стал таким же универсальным символом культуры ХХ века, как Эйнштейн, Пикассо, Хемингуэй, Чаплин, Станиславский и еще немногие избранники.
Сущность конфликта.
Конфликтология, будучи почти самостоятельной наукой, всё же использует различные термины, заимствованные из общей психологии, и не только термины, но и понятия, целые законы.
Субъект, участник, объект конфликта – вот основные понятия, которые необходимо чётко отличать друг от друга, дабы не запутаться в дальнейшем в сложных речевых пос ...
Пассивность
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают, что просто «тихоня», отличающийся хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.
Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребёнок может быть несчастным, подавленным, застенчивым. Подход к таким детям должен быть ...
Приемы и упражнения
для развития памяти, облегчения процессов запоминания
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строк ...