Позиционные и конфликтные справедливости
Страница 4

Материалы » Основы возникновения конфликта » Позиционные и конфликтные справедливости

В зависимости от выбора системы представления результатов можно достичь высокого эффекта в поисках аналитических зависимостей и модельных построений, обеспечивающих прогнозирование наблюдаемого процесса. Если рассмотреть отношение "даю-получаю" с учетом их оценки в баллах, то, используя принцип дихотомической организации отношений, все возможные их варианты представляются в системе координат, где по горизонтали отмечается содержание действия в соотношении "даю-получаю", а по вертикали - качественная характеристика действий того, что дается и получается. Давать можно положительное или отрицательное и соответственно получать положительное или отрицательное (см. рис. 4). Поскольку каждая координатная ось является дихотомическим представлением связываемых понятий, то значение "0" соответствует равновесному отношению - сколько даю; столько и получаю. Следовательно, "0" - это не отсутствие характеристики, а равенство отношений двух противоположностей. Крайнее значение либо "только беру", либо "только даю", что соответствует 100%, или 1 рассматриваемого действия. Такое же суждение распространяется и на качественную характеристику вертикальной оси. Возможна только положительная отдача (прием) или только отрицательная. Значение "0" соответствует равенству отношений положительного и отрицательного, когда дают или берут в равном отношении, т. е. можно брать 100%, или 1 только положительное и так же отдавать только отрицательное.

Таким образом, если брать все хорошее для себя, а отдавать только плохое, то диагональ, проходящая через третью и первую четверти координатной плоскости, будет отражать эгоистические отношение. В свою очередь диагональ, проходящая через вторую и четвертую четверть, отражает альтруистические отношения, когда все хорошее отдастся, а плохое собирается. Если же теперь каждое полученное значение разместить в представленной системе координат с учетом частоты их проявления, то будет наблюдаться распределение, отражающее свойства личности или группы со статистическими характеристиками, указывающими математическое ожидание и диапазон вариации границ, контролируемых характеристик. Сравнивая эти распределения, можно говорить о количественных и качественных характеристиках. На рис. 5 показаны варианты характеристик распределения в обмене, что составляет основу их представления о справедливости отношений.

Из проведенного графического упорядочения всевозможных долевых соотношений двух дихотомических характеристик, которые составляют ортогональную систему представления результатов, следует важное заключение, что такая форма поведения как альтруизм и эгоизм выступают не в качестве дихотомических, а ортогональных характеристик, которые определяют поведение индивидуума. В таком представлении характеристики альтруистического и эгоистического поведения являются дихотомическими относительно самих себя, а не друг друга. В соответствии с данным представлением альтруист может быть либо как принимающий на себя все тяжести, защищая других, либо как отдающий все хорошее другим, лишая себя вознаграждения во имя благополучия их. Между полярно-противоположными формами альтруизма находятся нормальные формы - отдающие от себя лучшее и принимающие на себя тягости.

Аналогичные рассуждения встречаются относительно эгоистического поведения. Таким образом, в центре системы представления находятся индивиды, равнозначно обладающие частично всеми характеристиками. В зависимости от преобладания той или иной формы поведения будут существенно различаться индивидуальные представления о справедливости.

Альтруизм и эгоизм являются социальными формами поведения, но любое поведение мотивировано и имеет свои морфофункциональные механизмы обеспечения. В силу того, что альтруизм не в равной мере характерен всем индивидуумам, следовательно, существуют особые морфофункциональные характеристики, которые и определяют предрасположенность к нему только при их наличии. Аналогичное рассуждение относится к эгоизму. Эти две формы поведения, которые часто противопоставляются как взаимопротивоположные, являются порождением общественных отношений и выражением конкретных форм жизни людей. Будучи порождением коллективных форм отношений, они имеют биологическую основу и в коллективных отношениях являются внешним отображением внутренних свойств, определяющих предрасположенность к их развитию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из ...

Составление психограммы
В описании работы дается характеристика профессии (работы). В отличие от него психограмма дает описание человека. Это перечисление человеческих качеств, требуемых для выполнения обязанностей, детализированных в описании работы. Требования к опыту и образованию, связанные с работой специалиста по материальной помощи перечислены в примере ...

Психоаналитические концепции развития малых групп
Теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шепарда о двух фазах в развитии группы, реализации модели развития (отклонение, или распад группы). Идея развития группы Р. Морленда и Дж, Ливайна о «социализации группы», стадиях развития группы (оценивание групповых целей, обязательства группы, преобразование ролей в группе), о периодах развития ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru