Возникновение и историческое развитие игрушки. Игрушка – элемент культуры
Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Образно говоря, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания. Почему игривое? Потому, что специфически отражает мир: природу, социум, объекты культуры, научно-технические достижения и фантазии общества и др. Игрушка не слепо копирует, а специфически («игриво») отражает: в игрушке отражаемое, может быть увеличено или уменьшено, обострено или притуплено, расцвечено или обесцвечено и т.д. и т.д.
Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем социально-культурной информации. Материалом игрушки может стать любое доступное для обработки и создания игрушки вещество. Игрушке свойственно разнообразие и неограниченность формы. Значение игрушки в том, чтобы служить предметом для игр.
Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии – социализировать личность человека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта. Однако, представления об игрушке как феномене культуры могут строится на различной основе.
Атеистический подход к игрушке заключается в том, что игрушка рассматривается и понимается вне богосозданности мира – как «материальная база, на которой строится игра» (Е.А. Аркин). Теологическое мировоззрение видит в игрушке одухотворенное отражение мира и человека, сотворенных Богом. Но не всякая земная игрушка одухотворена.
В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (некро-скелетоны, маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к демоническим образам, отражающим злодеев, насильников, слуг сатаны и т.д. Демонические образы игрушек не вписаны в отечественную культурную традицию. Им не противопоставлены светлые образы игрушек, которые входили бы в игрушечный комплект. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.
То ли дело – дымковская или богородская резная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человека своему бытию.
Учение Л.Н. Гумилева об этносе позволяет рассматривать игрушку (народную, прежде всего) не только как предмет культуры, но и как элемент этноса. В своем трактате «Этногенез и биосфера Земли» Гумилев пишет: «березовые рощи, ополья, тихие реки Волго-Окского междуречья были такими же элементами складывавшегося в ХIII-ХIV вв. великорусского этноса, как и угро-славянская и татаро-славянская метисация, принесенная из Византии архитектура храмов, былинный эпос и сказки о волшебных волках и лисицах». К этим элементам можно смело отнести еще один элемент – игрушку. Игрушки являются элементами этноса на всем протяжении его развития: от начала до конца. Речь идет о тех игрушках, которые, по выражению питерского резчика деревянных игрушек В.Г. Безнина, «вырастают из народа». Это народные, национальные, а не привозные, иностранные игрушки.
Вырастая из народа, этноигрушки воспитывают и формируют народ. Они могут рассказать народам друг о друге. Играя или общаясь с этноигрушкой, человек приобщается к культурному опыту народа, сотворившего эту игрушку. Он узнает об облике, костюмах, орнаменте, обычаях и традициях родного этноса. Русские народные игрушки, являясь элементами русского этноса, поддерживают в нем позитивное мироощущение, помогают бороться с унынием и пессимизмом.
Приемы и способы научной классификации
Полученные данные (независимо от канала) могут объединяться (9). Предположим, что мы обследовали некоторую обширную выборку испытуемых (Иванов, Сидоров, Петров, Федоров) по психологическим проявлениям, которые мы можем условно обозначить как А, В, С, D, и свели их в единую таблицу.
Таблица 2. Гипотетические показатели гипотетических ре ...
Структура сознания
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда ...
Оральная стадия
Оральная стадия длиться от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нём заботиться. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В это период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощ ...