Отклонения в психическом развитии подросткаСтраница 3
Гиперстеническая неврастения. Для ребенка характерна крайняя раздражительность, усиливающаяся при сильном утомлении или в напряженной обстановке. Какой-то совсем ничтожный по своей сути повод может вызвать у вашего сына или дочки вспышку сильного раздражения, слезы. После этой бурной сцены незамедлительно приходит и раскаяние. Такие шумные истории с последующим раскаянием подросток устраивает не только перед родителями, но также и перед сверстниками, а порой и перед малознакомыми людьми. Дети с гиперстенической неврастенией не переносят яркого света, шума, а иногда и резких запахов. Их все раздражает. Вслед за сильным волнением у подростка появляется обильный пот, лицо бледнеет, появляется головокружение и всегда общее плохое самочувствие. Может нарушиться сон, ребенку трудно засыпать. Ему снятся кошмары, он просыпается по ночам. Ребенку трудно сосредотачиваться во время занятий, у него ухудшается память [19; 554].
Астеноипохондрическая неврастения. У подростка с такого типа неврастенией родители замечают повышенную утомляемость и вялость. Он все время пытается отдохнуть, полежать, как следует выспаться. Тут нет вспышек раздражения, а скорее беспричинная слезливость. У него наблюдается трудность при засыпании, а по утрам он жалуется на отсутствие чувства свежести и бодрости. Ребенок ощущает себя вялым в течение всего последующего дня, его постоянно гнетут какие-то непонятные боли. То заскрежетало в пояснице, то закололо в районе сердца, то разболелась голова. Сердце чаще всего становится центром таких переживаний, особенно у мальчиков. Довольно часто подростки с неврастенией жалуются на боли в животе и в желудке. У них всегда пониженное настроение, хотя внешне их сниженный настрой улавливается с трудом [19; 555].
Причины неврастении. Срыв происходит часто из-за того, что ребенок пытается выполнить какую-нибудь непосильную задачу. Ему очень тяжело отказаться от поставленной, но трудновыполнимой или практически недостижимой цели. И тут его поджидает невроз. Уход в болезнь как бы оправдывает его в собственных глазах. «Я не могу, потому что я болею», — оправдывает он себя неосознанно. Переутомление чаще оказывается ничем иным, как перенапряжением. Считается, что при правильном лечении и благоприятных условиях нарушения вполне могут пройти к окончанию подросткового периода. И уже во взрослую жизнь бывший неврастеник войдет вполне бодрым и энергичным молодым человеком [4;215].
ФОБИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Этот невроз, так же как и неврастения, чаще начинается раньше, чем наступает подростковый период, еще в начальных классах школы. Потом он часто затихает и не проявляется совсем, а в подростковом периоде вновь дает о себе знать. Признаки фобического невроза примерно следующие. Прежде всего, это появившиеся в ребенке какие-то опасения и страхи. Это могут быть либо навязчивые действия, либо какие-то странные представления. Например, подросток вбил себе в голову, что на него все смотрят, и стал избегать людных мест. Он ходит по улице с низко опущенной головой или вдруг начинает дико, по-медвежьи косолапить толстыми ногами. Таким детям бывает страшно отвечать в классе у доски, они, как огня, боятся публичных выступлений. Ребенок с фобическим неврозом ни за что в жизни не обратится к незнакомому человеку. По причине страха, а не оттого, что не выучил, он порой отказывается устно отвечать урок. Такой ребенок панически боится покраснеть перед малознакомым человеком [19; 563].
Фобии могут носить и другой характер. Подросток вдруг начинает бояться острых и режущих предметов, или ужасно боится чем-нибудь заболеть. В фобии могут превращаться самые разные опасения. Знаете, что такое комплекс отличника? Это тоже что-то вроде фобии — страх не получить в школе наивысший балл. Ребенок боится столкнуться с бандитами и хулиганами, он страшится потерять что-либо важное или выйти по забывчивости на улицу в полном неглиже. Мир в его восприятии полон страхов. И хотя большинство фобий, которые были характерны для младенческого возраста, таких как страх темноты или боязнь животных, отходят на задний план, многие из них в подростковом периоде все же остаются [19; 564].
Причины фобического невроза. Фобии часто связаны с тревожной мнительностью. Подросткам очень важно, как их оценивают окружающие. Такие фобии получили название социальных. Возникновение фобии очень часто связано с конфликтом, который происходит от слишком высоких, невыполнимых требований к себе, невозможности осуществить их в реальной жизни. Невроз появляется оттого, что страдает чувство долга, задеваются ответственность или моральные установки [4;216].
Для фобического невроза характерно длительное течение, возможно временное улучшение и новое ухудшение состояния. Негативной динамике могут способствовать психические травмы. Но в более зрелом возрасте, как правило, наступает значительное и стойкое улучшение [19;567].
Характерологические особенности возраста.
Младший школьный возраст (6-10 лет).
*Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом.
В этот период замедляет ...
Причины суицида
Причины суицида очень сложны и многочисленны. Причины можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких, как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод для совершения су ...
Использование автоматических реакций основанных на
стереотипах поведения
Прежде всего, все люди склонны поддаваться влиянию, если у них нет времени на тщательное обдумывание своих действий и при этом есть некоторые стимулы, которые запускают в действие стереотипное поведение или «…автоматическое реагирование. Как у животных, так и у людей, данные модели поведения, как правило, приводятся в действие каким-то ...