ВведениеСтраница 1
В нашей стране произошли и происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные тенденции в демографических процессах, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детский алкоголизм и наркомания, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Поэтому проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса в средней школе является как никогда актуальной.
Сегодня школа является главным центром,
обеспечивающим социальную и духовную зрелость подрастающего поколения. Вся воспитательная работа должна строиться на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника школы, руководствуясь Законом РФ "Об образовании".
В современной теории и практике воспитания отчетливо прослеживаются две ведущие тенденции: тенденция к глубокому анализу различных сфер личности человека и тенденция к технологизации процесса воспитания.
Процесс создания воспитательных технологий сложен и многообразен и предъявляет к педагогу определенные требования. Для успешной деятельности воспитателя в этом направлении необходимы следующие условия:
1. Установка воспитателя на технологию, развивающую индивидуальность школьника.
2. Знание индивидуальных особенностей каждого школьника и уровня сформированности классного коллектива.
3. Анализ имеющихся воспитательных ресурсов и умение проектировать, планировать, распределять цели.
4. Умение организовывать и анализировать деятельность.
5. Видение устаревания технологии и умение перестраивать ее.
Таким образом, в настоящее время у школьного педагога существует настоятельная потребность как в умении создавать и обосновать воспитательные технологии, способствующие становлению личности школьника, так и знание базовых диагностических методик изучения личности и коллектива.
Объектом исследования
стали школьники в возрасте от 14 до 16 лет и преподаватели. В качестве предмета исследования были выбраны особенности воспитательного процесса в средней школе на современном этапе.
В данной работе была поставлена цель рассмотреть особенности воспитательной работы в средней школе и подобрать методики для диагностики некоторых этапов воспитательного процесса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретический материал по проблеме исследования;
Выделить этапы технологии управления воспитательным процессом в средней школе;
Описать типичные ситуации в работе с подростками;
Теоретической основой исследования являются концепции воспитания А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, В.А. Сластенина, Л.И. Уманского и др.
Методы исследования: теоретический анализ научной, психолого-педагогической, методической отечественной и зарубежной литературы по проблеме.
Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и
рабочее место
Профессия как система далеко выходит за пределы трудового поста, включая в свой состав качественно новые компоненты. Понятие про-
Есть принципиальные различия между очень популярной в настоящее время концепцией самоактуалпзации А. Масло}' и, увы, подзабытой теорией функциональных систем П. К. Анохина, крупного отечественного ученого. А ...
Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом
возрасте. Гендерный аспект
В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек, средний возраст испытуемых составил 14,43 года.
После ручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу, которая представлена в Приложении №7 . Для обра ...
Дело всей жизни Дейла Карнеги
Дейл Карнеги – блестящий научный публицист и мастер слова. Его книги – это своеобразное антилетаргическое средство для тех, кто не обременен заботой о познании таинств общения, у кого не актуализировалась потребность в овладении технологией его построения. Они – отменный учебник для тех, кто считает, что жить в дружбе это значительно лу ...