Происхождение слова "психология" и её история.Страница 1
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Предпосылки научных воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в противовес религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Древнегреческими врачами Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом и др. было открыто, что органом психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно которому психическиме свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов ("соков") в организме. Это естественнонаучное направление было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т. психология) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Трудности объяснения с этих позиций проблем теории познания и этики, в частности происхождения абстрактных понятий и нравственных норм, явились одной из предпосылок развития идеалистич. концепций в психологии. Телу, изменчивой природе была противопоставлена бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (пифагореизм, Платон, неоплатонизм ).
Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "Происхождение животных" и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую, систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. Однако при объяснении высших форм умственной активности (в учении о разуме) он покидал естественнонаучную почву и склонялся к дуализму.
В феодальную эпоху развитие конкретно-научных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рушд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с развитием буржуазных отношений укрепляется тенденция к опытному исследованию человека как природного существа, поведение которого подчиняется естественным законам (Леонардо да Винчи, X. Вивсс, X. Уарте и др.). В 17-18 вв. складывается принципиально новый подход к психической деятельности с позиций строгого детерминизма. Психологич. мышление обогащается рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлексы), а понятие о душе преобразует в понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. Складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-научная разработка в 18 в. принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным понятием психологии. Несмотря на попытки Дж. Беркли и Д. Юма трактовать ассоциацию как чисто духовную связь, господствующим в ту эпоху являлось представление об её неотделимости от телесного механизма. Учению об ассоциациях противостояло учение о способностях (шотландская школа, школа нем. философа X. Вольфа) как первичных функциях души. Франц. материализм 18 в. поставил проблему различных уровней нервно-психической организации (Д. Дидро, П. Ж. Кабанис) и проблему развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (Дидро, К. Гельвеций).
Перспективы психоаналитического направления в
психологии личности
1. Психоанализ, как метод исследования и психотерапии.
Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Её влияние испытывают такие области как антропология, искусство, религия, экономика, история, образование, философия, социология, криминалистика.
К методам психоанализа относится сравнительн ...
Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в
особенностях поведения и отношения к окружающей действительности
Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания. Акцентуация характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера представляет собой вариант психического з ...
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменен ...