Практическая частьСтраница 2
Действуя в совокупности, эти симптомы нарушали естественный ход общения, его диалогический характер. Отличительной особенностью общения застенчивого ребенка была прерывистость, цикличность протекания. Вот пример поведения застенчивого ребенка в ситуативно-деловом общении.
Ира Г., 4,5 лет. Девочка с удовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик, смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робко дотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, не решаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала сама собирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу не обратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкие вопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собрать игрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Его одобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее, увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращала деятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущенно поглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо, не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигурку вместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. В ответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась и принялась теребить свои колготки.
В табл. 1 представлены обобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых и незастенчивых детей.
Таблица 1
Различия в параметрах трех форм общения (СДО, ВПО, ВЛО)
у застенчивых и незастенчивых детей в целом по выборке испытуемых
Параметры форм общения Значимость различий
4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни
Инициативность +(0,05) +(0,05) +(0,05) +(0,05)
Чувствительность к воздействиям взрослого – – – –
Умение развивать ситуацию общения +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Умение действовать по образцу – – – –
Эмоциональная окраска действий +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Отношение к похвале за результат деятельности (только в СДО) – – – +(0,01)
Отношение к отрицательной оценке (в СДО и ВПО) +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Уровень речевого общения – – +(0,01) +(0,01)
Зрительный контакт +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Двигательное состояние +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Переживание успеха в деятельности (в СДО) – – +(0,01) +(0,01)
Переживание неуспеха в деятельности (в СДО) +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Примечание. Знак “+” означает, что различия значимы, знак “?” — незначимы.
Ситуация “губная помада” показала, что большинство застенчивых детей испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Сформированный внутренний запрет, боязнь отрицательной оценки иногда буквально парализовали ребенка, вызывали у него гамму амбивалентных эмоций. В этой ситуации дети как будто ждали подвоха, испуганно и смущенно отказывались даже дотронуться до губной помады, прятали руки за спину, испуганно произносили: “Я не могу”, “Я не умею”, “Я не хочу”. Даже после того, как взрослый сам делал на глазах у ребенка рисунок, он отказывался рисовать, просил дать ему карандаши, говорил: “Я дома так не делаю”, “Я испачкаюсь”.
Если ребенок все же преодолевал свою скованность и начинал рисовать, то делал это осторожно, робко, смущенно поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой ситуации весело смеялись, воспринимая ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело.
Основные подходы к изучению личности преступника
Личность преступника всегда была одной из центральных проблем всех наук криминального профиля и в первую очередь криминологии.
Необходимо учитывать, что даже в такой специфической сфере, как преступление, человек действует в качестве общественного существа. Поэтому к нему надо подходить как к носителю различных форм общественной психол ...
Психика, сознание,
бессознательное
Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, — означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е. вопросами о принципах построения самой психологической науки. Это превосходно выразил Т. Липпс в известном ...
Психологический стресс. Понятие психологического
стресса
Термин «стресс» (от английского stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обо ...