Теоретические основы профессиональной ориентации подростков. Профессиональная ориентация как
социально-экономическая потребность обществаСтраница 3
“Профессиональная ориентация как экономический процесс — это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества” – пишет А.В. Соловьёв.
Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах.
Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута в “основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” “Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производственном труде являются незнаменитыми факторами выработки осознанного отношения к учёбе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития”.
Социальная важность профориентации требует, в свою очередь, комплексного подхода к решению проблем, связанных с её практической реализацией, тесного взаимодействия социально-экономических и психолого-педагогических направлений этой работы.
Социально-экономическое направление данной проблемы включает знакомство школьников с общей системой народного хозяйства нашей страны, его ведущими отраслями и потребностями в рабочих кадрах, изучение демографической структуры трудовых ресурсов, социального престижа отдельных профессий и специальностей, перспективы профессионального роста и т.п.
Суть психолого-педагогического подхода к решению задач профориентации молодёжи заключается, во-первых, в том, что каждый человек имеет свои, характерные лишь для него, психофизиологические особенности: направленность, темперамент, память, внимание, анатомо-физиологические возможности и т.д. Во-вторых, выбор профессии связан с социально-нравственным состоянием человека в будущем.
Организация профессионального просвещения и воспитания учащихся, формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, соответствующих психофизиологическим особенностям личности, своевременное выявление и развитие профессиональных наклонностей составляют педагогическую направленность данной проблемы.
В настоящее время при организации всей профориентационной работы с учащимися принято различать два основных её аспекта - диагностический и воспитательный, отличающиеся друг от друга по целям, содержанию работы, её методам и формам проведения.
1. Методы наблюдения, анкетирования, беседа анализ школьной документации, результатов творческой деятельности, медицинское обследование, тестирование.
2. Привитие любви к труду и уважения к людям труда, ознакомление с основными отраслями народного хозяйства, формирование трудовых навыков и умений, воспитание глубокого и устойчивого профессионального интереса с учётом потребности страны в кадрах. Экскурсии, беседы, диспуты, сборы, собрания, устные журналы, вечера и т.п.
Рассмотрев в общих чертах развитие теоретических и научных основ профориентации, общественно-политическую, социальную и экономическую значимость данной проблемы для государства и общества, можно прийти к выводу о том, что организация профориентационной работы должна соответствовать психофизиологическим особенностям личности и что выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным.
Рассмотрим вопрос о психофизиологических особенностях школьников, вступающих в пору наиболее интенсивного процесса самоопределения в выборе профессии в следующем параграфе.
Уровни сознания
Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.
Ур ...
Способность как индивидуальная особенность личности
Личность — это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, стилем поведения и мировоззрением[9,62].
Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как считал Б.М.Теплов, способности — это такие индивидуально-психологич ...
Развитие памяти. Мнемоника.
Объем как общих знаний в мире, так и по отдельным направлениям, специльностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения инфор ...

