Основные понятия и актуальность темы.
Семья характеризуется различными материальными (биологическими и хозяйственными) и духовными – нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими – процессами. Нас интересуют психологические особенности власти и зависимости в браке. Власть в данном случае будет означать склонность и привычку человека повелевать кем-то, распоряжаться, подчинять своей воле. Человек, получивший власть, оказывает психологическое давление на других людей, часто не считаясь с их собственными мнениями и чувствами, принуждает их к определенным действиям. Синонимами власти в данном случае будут авторитарность, автократичность. В поведении властного человека может наблюдаться агрессивность, выражающаяся во враждебности каким-либо личностным проявлениям подчиняющегося человека.
Зависимость в семье, в которой один человек является властным, можно охарактеризовать как подчиненность чужой воле и власти при отсутствии самостоятельности и свободы. Положение зависимости с годами обычно становится крепче и ведет к серьезным психологическим проблемам у зависимого супруга, таким, как апатия, вызванная частыми стрессами и психологической усталостью, эмоциональная подавленность, депрессия. В результате постоянное подавление воли может привести к когнитивной беспомощности человека, когда он, имея объективные, необходимые и достаточные возможности для решения каких-либо жизненных задач, не пользуется ими из-за того, что неправильно оценивает их и сложившуюся ситуацию, неуверен в себе вследствие подчинения другому человеку.
На основании данных определений напрашивается вывод о необходимости своевременной психологической помощи семьям, в которых сложились отношения власти и подчинения с целью достижения наибольшего благополучия и гармонии в данном брачном союзе. Следует всегда помнить, что семья важна не только для самих супругов, но и для нормального психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание ( принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, «душевная помощь», по выражению Н.В. Гоголя, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт. Естественно, в случае властного давления со стороны одного из супругов перечисленные потребности другого или не удовлетворяются вовсе, или удовлетворяются минимально.
Среди практических задач, которые в настоящее время приходится решать психологической науке, особое место занимают диагностика и коррекция супружеских затруднений. Проблема стабилизации семейных отношений – важнейшее направление поиска как социальной практики, так и психологической науки. Процесс развития супружеских отношений и осознание партнерами характера этих отношений не всегда осуществляется равномерно. Многими авторами психодиагностических методик выделяются такие типы семей: стабильные, успешно преодолевающие конфликты; проблемные, слабо преодолевающие конфликт при наличии позитивной семейной мотивации; нестабильные – не преодолевающие конфликт при наличии негативной семейной мотивации. Семьи, в которых присутствует отношение власти и зависимости, в зависимости от степени подавления одного супруга другим, можно отнести ко 2 или 3 типу семей. Отметим, что и супружеский конфликт можно рассматривать на различных уровнях взаимодействия супругов: уровне взаимоотношений (скрытый конфликт) и поведенческом уровне в форме вербального и реального конфликтного поведения (стадия открытого конфликта). На поведенческом уровне конфликтные отношения проблемной семьи не всегда различаются как самими супругами, так и окружающими, поэтому для их выявления необходимы специально разработанные психодиагностические методики, о которых мы поговорим в практической части работы.
Стиль руководства
Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром - как предметным, так и социальным. Можно связать стиль ...
Синдром дефицита внимания у детей
Синдром дефицита внимания / гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Диагноз дефицита внимани ...
Телесно-ориентированная терапия
Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём н ...