Коммуникативные навыки младших школьников и необходимость их развития. Формирование коммуникативных навыков как социально-педагогическая
проблемаСтраница 3
Корректировка направления, стиля, методов общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Общение является одним из важнейших факторов формирования личности. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.
В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у ученых, к сожалению, нет единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения.
Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:
- деловое и игровое общение;
- безлично-ролевое и межличностное общение;
- духовное и утилитарное общение;
- традиционное и инновационное общение.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
Социальные функции общения:
а) организация совместной деятельности;
б) управление поведением и деятельностью;
в) контроль.
2. Психологические функции общения:
а) функция обеспечения психологического комфорта личности;
б) удовлетворение потребности в общении
в) функция самоутверждения.
Общение рассматривается и как процесс взаимного приспособления субъекта общения и деятельности и социальной среды, в которой он действует и общается. С точки зрения социального подхода, общение есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого осуществляется развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное и динамическое взаимодействие общества и личности. Общение понимается и как важнейший способ связи элементов общества в систему.
Основными элементами в обществе являются индивиды, личности. Поэтому социальная коммуникация выступает всегда как личностная коммуникация. С этой позиции общение можно определить как личностную, индивидуализированную связь.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
Психофизиолгические особенности темперамента
Первая попытка разделить людей по темпераменту на группы принадлежит Гиппократу, который описал четыре наиболее часто встречающиеся темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик, объясняя природу индивидуальных особенностей поведения людей различием пропорций '"жизненных соков" тела: крови (сангвис), слизи (флегма ...
Студент как субъект учебной деятельности
Психологические особенности поздней юности (18-25 лет) – зрелости в умственном, нравственном отношении.
ü Пик интеллектуальных возможностей
ü Стабилизация характера
ü Убежденность, сложившееся мировоззрение
ü Чувство нового
ü Смелость, решительность
ü Способность к увлечению
ü Оптимизм
ü С ...
Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако и ...

