Необходимость социального педагога в формировании коммуникативных навыков
младших школьниковСтраница 2
Интерактивные методы воспитания – это модель открытого осуждения, развивающая в детях коммуникативные умения, умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Воспитание через общение основано на:
- умении принять чужую точку зрения и поддержке друг друга;
- атмосфере, способствующей честности и открытости;
- поощрении и руководстве;
- полном согласии и доверии учеников.
Социальный педагог и ученик - части одной команды, они работают над достижением общей цели.
Социальный педагог-тренер обеспечивает контакт между участниками групповой работы, в которой они сами могут найти решение.
Тренерство для социального педагога - это не возможность распространяться о своей мудрости или читать нотации, а возможность помочь учащимся найти себя, определить жизненные цели и способы их достижения. Тренерские отношения поддерживают классическую систему «взрослый – ребенок» в процессе самопознания и самокоррекции и повышают у младших школьников чувство уверенности в собственных силах. Отношения строятся на вере в достоинство и ценность каждого участника, в их способности быть независимыми и ответственными.
Роль социального педагога-тренера заключается в обеспечении взаимного уважения и доверия в группе. Это позволит учащимся ставить перед собой цели, брать обязательства в соответствии с задачами, которые они сами для себя наметили. Ценность учащегося (участника тренинга) никогда не ставится под сомнение, так же как и его потенциал. Ответственность за собственные изменения несет сам участник, а не социальный педагог: как тренер он поддерживает ребенка, но не пытается его изменить. Людям легче открывать в себе нечто новое, если им не нужно защищать свои чувства или оказывать сопротивление кому-то, кто пытается их изменить.
Цель тренерства - научить детей любить себя, окружающих и, конечно же, жизнь. В отличие от преподавания, которое подразумевает передачу знаний, тренерство - это воспитание ответственности. Выступая в роли тренера, социальный педагог предоставляет учащимся возможность повысить самооценку, развить чувство ответственности, ощутить себя более самостоятельными.
Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:
- снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- развивается умение анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
- формируется умение ценить свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.
Групповые занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации. В такой ситуации общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивном. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга (информация - взаимодействие - восприятие) позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.
1) Информационный блок общения
Цель - познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем.
2) Интерактивный блок общения (игры на взаимодействие)
Участники вырабатывают стратегию совместных действий. Важнейшее условие - определение каждым участником своих сильных сторон в сотрудничестве:
- кто я: лидер или статист?
- умею ли я отстаивать свою точку зрения или пасую?
- имею ли мудрость признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации?
- готов ли к взаимодействию в общении или предпочитаю единолично нести груз ответственности и ошибок?
Во время проведения таких игр социальный педагог, что удалось играющим, какие аспекты взаимодействия еще требуют своего развития. Какова роль ведущего в интерактивном блоке общения? Что нового приобрели участники для себя, «прожив» разные роли в интерактивной игре?
3) Перцептивный блок общения (восприятие и взаимопонимание)
Заключение.
В работе были рассмотрены общие вопросы функционированияя памяти и методика ее развития.
Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не являет ...
Развитие теории и практики управления
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. Се ...
Система занятий, направленных на коррекцию эмоциональных нарушений у старших
дошкольников с использованием арт-терапии
Коррекция эмоциональных нарушений у старших дошкольников – составляет самый большой, второй этап нашей экспериментальной работы. Исходя из результатов первичного исследования мы разработали ряд занятий, в основу которых положена программа ведущего психолога – С.И. Семенкова Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 л ...