Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра. Опыт социально-педагогической деятельности по формированию
Страница 6

Материалы » Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра » Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра. Опыт социально-педагогической деятельности по формированию

Для изучения уровня связной монологической речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового связного текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картинке или без наглядного материала.

В первом случае ученикам предлагают послушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записываются и анализируются по следующим показателям:

Понимание текста – правильное формулирование основной мысли.

Структурирование текста – умение последовательно и правильно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста).

Лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными.

Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.

Самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов (условно).

2 балла – правильное воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа, использование авторских слов и своих точных словозамен, наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок, полное отсутствие неоправданных пауз, самостоятельное пересказывание.

1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие нарушений логики, отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений, отсутствие длительных пауз, небольшое количество подсказок.

0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные неоправданные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высшему уровню воспроизведения текста;

свыше 6 баллов – среднему уровню;

меньше 6 баллов – низкому уровню.

При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную младшим школьникам по содержанию и средствам изобразительности. Ученикам предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить небольшой рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.

Речь оценивается по следующим параметрам:

Целостность – единство темы.

Последовательность и структурное оформление.

Связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, несвязанных или формально связанных между собой.

Развернутость рассказа, его объем – измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений.

Самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов.

Плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи младших школьников.

Таблица 2 - Характеристика функционально смысловых типов связных высказываний

Тип речи

Функции связных высказываний

Структура связного высказывания

Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний

Описание

Характеристика предметов, явлений природы, людей

Общий тезис, характеристика признаков объекта, итоговая завершающая фраза, оценочное отношение к объекту (структура «легкая», вариативная)

Лексические и синтаксические средства направлены на определение объекта, его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и др.

Повествование

Изложение событий во временной последовательности, передача развития действия или состояния предметов

Начало события, развитие события, конец события (структура жесткая)

Средства, передающие развитие действия: видо-временные глагольные формы, лексика, обозначающая время, место, образ действия, слова для связи предложений (личные местоимения, слова: потом, раньше, теперь и др.)

Рассуждение

Объяснение какого-либо факта, доказательство чего-либо

Тезис, доказательства, вывод-заключение

Способы выражения причинно-следствен-ных отношений: придаточные предло-жения с союзом «потому что», глагольные словосочетания, предлоги, вводные слова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Закономерности мышления
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психоло ...

Характерологические особенности возраста.
Младший школьный возраст (6-10 лет). *Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. В этот период замедляет ...

Типология конфликтов
Основными источниками конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами; 2) в противостоян ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru