Познавательные психические процессы личностиСтраница 5
К.Г. Юнг полагал, что продукция воображения имеет символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосредственного самонаблюдения и рационального мышления. С помощью воображения бессознательное («душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным сознанием) на сложном и «темном» языке символов.[46]
Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую деятельность: «Душа рождает символ, также как почва — цветок». В то же время, он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по своей сути и разворачивается как внутренний диалог сознания и бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутри личностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний бессознательного.
Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с деятельностью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Воображение связано с эмоциональной сферой двояко. Согласно закону двойного выражения эмоций, с одной стороны, эмоции разрешаются в воображаемых ситуациях, т.е. воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование — это способ минимизировать внутреннее интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффективные процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации, причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и имагинативных техниках психотерапии).[45]
Основное назначение воображения Л.С. Выготский [9] усматривал в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения:
1) познавательную;
2) эмоциональную;
3) воспитательную или формирующую.
Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять, и таким способом, делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллективного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы воображения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспечивающие не доступные для чувственного познания сведенья о мире.
Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечивает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, которые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для наших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле, как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функцией связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осуществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятельности, как искусство.
Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем психологическое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельностью связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в действии, а фантазия — заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной имагинативной активности — это «организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям. Наряду с перечисленными необходимо выделить также антиципирующую функцию: как уже отмечалось, человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих действий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный результат осуществляемой деятельности.
Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом
возрасте. Гендерный аспект
В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек, средний возраст испытуемых составил 14,43 года.
После ручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу, которая представлена в Приложении №7 . Для обра ...
Факторы, влияющие на возникновение конфликта.
Суть каждого конкретного конфликта в семье зависит от ряда факторов. Фактором номер один является возраст юноши. Начиная с пятнадцати лет, девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 16—17 лет. Аналогичная ситуация у мальчиков достигает высшей точки примерно в семнадцать лет. Вопросы, ...
Вспыльчивость
Ребёнка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребё ...