Сотрудничество педагога и учащегося: особенности
проявления в преподавании различных дисциплинСтраница 1
Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.
Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культурология, предполагают модель диалоговой деятельности. Для этого проектируются ситуационные задачи: выбор решения альтернативных, разрешение проблемных ситуаций, поиск суждений о фактах или явлениях, решение задач, имеющих неоднозначные ответы, выдвижение гипотез. На первой фазе происходит распределение действий: педагог дает задание, ставит вопрос, а учащийся преступает к его аргументированному решению, поиску ответа. Учащийся имитирует подход учителя к решению проблемы, подражает его ходу рассуждение или отталкивается от точки зрения, поддерживая или отрицая ее. Во второй фазе главную роль играет самопобуждение – ученик стремиться дать исчерпывающий ответ или выдвинуть гипотезу, проявляющую его оригинальность и умение аргументировать точку зрения.[8]
Например, на уроке истории педагог может предложить учащимся выдвинуть собственные варианты того, как могли альтернативно развиваться те или иные исторические события в гипотетической ситуации. Все ответы выслушиваются внимательно и поощряются. Ученик должен почувствовать интерес педагога к своим гипотезам, получить пространство для самостоятельного ориентирования в данном вопросе. Развивающийся диалог предполагает наводящие вопросы со стороны учителя. Наставник предлагает ученику самостоятельно оценить его точку зрения и дает собственную оценку, сравнивая их и подталкивая ученика к нахождению собственных ошибок. Таким образом, достигается единство поставленной цели - нахождение оптимального варианта решения проблемы.
Особо важно наличие положительных эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован. Иначе сотрудничество можно считать несостоявшимся.
Посредством сотрудничества педагога и учащегося происходит передача опыта. Ученик учиться самостоятельно принимать решения под руководством опытного и лояльного наставника. Например, на уроке литературы при рассмотрении действий главных героев художественного произведения, педагог может попросить учащихся поставить себя на место одно из героев и предложить свою линию поведения. Занимательным вариантом может стать небольшая инсценировка эпизода произведения с распределением ролей главных героев между педагогом и учащимися. С последующим анализом ощущений и действий героев.
В школьном анализе литературного произведения важен сам процесс общения с искусством. В ходе его учитель помогает детям увидеть то, что прошло незамеченным при первом прочтении, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как читателя, делает его эмоционально более чутким. Этому способствуют не только диалог, но такие способы сотрудничества как учебная дискуссия, дебаты, семинар, мозговой штурм. Педагог должен донести до учащихся, что сотрудничество, это умение слушать, проявлять терпимость и к идеям, и к партнерам.
Преподавание точных дисциплин: математики, физики, химии и других требует практического материал для работы с учащимися на основе самообразования и самовоспитания для решения исследовательских и экспериментальных задач по темам курса. В ходе педагогического диалога важно раскрыть для учащихся практическое значение научных законов и правил. Самоорганизумые и саморегулируемые действия детей направлены на освоение прикладной стороны дисциплины: проведение экспериментов, опытов. Руководство учителя должно быть ненавязчивым. Для убедительности и мотивации интереса учеников педагог может прибегнуть к парадоксальным экспериментам, например научным фокусам. А учащимся отвести роль ассистентов.
Например, на уроке математики в ходе двухстороннего сотрудничества педагог может предложить игру в математический софизм. Учитель формулирует перед учащимися софизм – заведомо ложное утверждение, ошибки в котором можно найти только после математического анализа. Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики учащимися. Обнаружение и анализ ошибки, заключенной в софизме, при поддержке учителя зачастую оказываются более поучительными, чем просто разбор решений «безошибочных» задач. Эффектная демонстрация «доказательства» явно неверного результата, в чем и состоит смысл софизма, демонстрация того, к какой нелепице приводит пренебрежение тем или иным математическим правилом, и последующий поиск и разбор ошибки, приведшей к нелепице, позволяют на эмоциональном уровне понять и «закрепить» то или иное математическое правило или утверждение. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому ее пониманию и осмыслению.[9]
Конфликты на микроуровне как источник иррационализации
действительности
Рассмотрим теперь противоположный процесс, заключающийся в накоплении и констелляции конфликтов, разворачивающихся на микроуровне. В силу повторяемости и массовости эти конфликты определенным образом воздействуют на макропроцессы. Без уяснения этой стороны дела картина взаимодействия конфликтов будет не ясна.
Выше мы уже упоминали проц ...
Этапы карьеры
Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей. Встречаясь с новым сотрудником, желательно выявить этап карьеры, на котором он в данный момент находится. Это поможет уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное-специфику индивидуаль ...
Теоретический анализ изучаемой проблемы
В отечественной и зарубежной психологии существует множество подходов к исследованию адаптации и самоактуализации личности.
Понятие «адаптация» - одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма ...