Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в сфере художественного образования и развития учащихся, как важное звено духовного образования.
Художественная деятельность отличается от деятельности практической или научной. Она требует развития образного мышления, воображения, фантазии и чувства эмпатии (сопереживания). Поэтому сотворчество в процессе установления контакта между педагогом и учащимся главным образом требует эмоционального сопереживания.[10]
Организация процесса художественной деятельности учащихся имеет несколько этапов. Первая фаза - проектирование, вторая фаза технологическая. В ходе первой фазы избирается художественный образ, то есть образ персонажа в литературе или изображаемый предмет в живописи. На этом этапе педагог направляет выбор учащихся в поиске художественного образа или дополняет его собственным видением и смыслом.
Если сравнивать практическую деятельность, научную и художественную деятельность в аспекте замыслов проектов, то в практической деятельности замысел, как правило, вполне конкретен: решить задачу, выполнить упражнение, создать действующую модель. Другое дело, что в дальнейшем приходится решать огромную череду вопросов: как это сделать, какие методы и материалы, в какие сроки. Но замысел проекта, повторяем, более или менее конкретен и определяется, в первую очередь, объективными обстоятельствами.
В научном исследовании замысел гораздо менее конкретен. Во-первых, он определяется не только объективными обстоятельствами – потребностями практики в научном обеспечении или логикой развития самой науки, но и субъективными факторами – предшествующим опытом исследователя, его личными вкусами и интересами.
В художественном проектирование значимо выявление противоречия, постановка проблемы. Так, например, при выборе пьесы для школьного спектакля учитель и учащиеся совместно выбирают наиболее актуальное драматическое произведение, находят его проблематику.
Но если в практической деятельности, в научном исследовании противоречия и проблемы выявляются и формулируются для дальнейшего их разрешения, то в художественной деятельности противоречия и проблемы объективной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются и не могут, не должны решаться – это не является прерогативой искусства. И педагогу не нужно оказывать помощь детям в поиске пути решения проблемы, в его обязанности входит лишь содействие ученикам в понимании значимости данной проблемы, ее эмоциональному переживанию и осмыслению.
Принцип сотворчества педагога и ученика (студента) реализуется на основе следующих правил:
1. Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры.
2. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения.
3. Педагог должен совместно с учащимися (студентами) искать резервы качества проведения внеклассных занятий и мероприятий.[11]
Влияние личности педагога в процессе сотворчества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и студентами, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка. Технология такого «прикосновения» складывается из операционных умений педагога, которые функционируют в тех «участках» педагогического общения, где проявляется творчество:
1) умения ярко, пленительно выразить свое «Я», чтобы оно стало доступно ребенку для восприятия и понимания; точно ориентировать информацию на собеседника, найти образные оценки;
2) умения определять психическое состояние ребенка, понимать, что с ним происходит.
Выводы
Проведена диагностика по пяти методикам, исследующим выраженность свойств темперамента, особенности характера, уровень личностной и ситуативной тревожности, уровень притязаний и степень адекватности и особенности самооценки. В результате диагностики сделаны следующие выводы:
1. Наталья Алексеевна интеллеектуально развита, может решать ...
Рекомендации по саморегуляции и выходу из стрессовых состояний
Рекомендации (в самом общем виде) по саморегуляции и выходу из стрессовых состояний могут быть представлены следующим алгоритмом:
1. Продумать ситуацию и постараться снизить уровень ее значимости.
2. Дать себе или другому возможность выговориться.
3. По-возможности «вогнать страсть в мышцы».
4. Переключиться на другую деятельность и ...
Возникновение и историческое развитие игрушки. Игрушка
– элемент культуры
Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Образно говоря, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания. Почему игривое? Потому, что специфически отражает мир: природу, социум, объекты культуры, научно-техническ ...