Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке. Сущность социальных представлений. Понятие социальных представлений в психологии
Страница 1

Особенности представлений студентов о карьере » Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке. Сущность социальных представлений. Понятие социальных представлений в психологии

Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно.

В 60-70 гг. XX века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и др.

Идейным источником концепции социальных представлений является социологическая теория Дюркгейма (25, с.23-29). Э.Дюркгейм в своей системе конкретизирует идею «социального реализма»: «Нам нужно, - подчеркивает он, - рассматривать социальные явления сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне, как внешние предметы, так как они предстают перед нами» (19, с.45-54).

Теория социальных представлений была детально разработана С. Московичи. Его книга «Психоанализ, его образ и публика» открыла «эру социальных представлений».

Дюркгеймовский метод изучения общественной жизни через коллективные представления чрезвычайно близок С.Московичи (59, с.49-53). С.Московичи призывает изучать психологические процессы на уровне общества: «Исходным пунктом изучения общества является само общество, хотя большинство социальных психологов до сих пор думают иначе» (60, с.56).

Ключевым понятием концепции является понятие социального представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений понятия «социальное представление» является трактовка С.Московичи данного феномена как сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Значение термина «представление» в теории Московичи не эквивалентно тому значению, которое традиционно для психологии, где «представление» есть звено в переходе либо от восприятия к мышлению, либо от образа к понятию. Для С. Московичи социальные представления есть осмысленные знания.

Таким образом, социальное представление – это специфическая форма познания социальной действительности, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены.

Согласно С. Московичи, социальные представления - это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению С. Московичи, открывают доступ к фиксации социальных представлений (88, с.45), это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность (86, с. 27).

Представление – одновременно и образ, и структура изображаемого предмета, то, что обнаруживает смысл вещей, существующих в совокупности, но и то, что в вещах отсутствует или представляется незримым (88, с.90).

Под социальным представлением понимается сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной коммуникации. Социальное представление необходимо человеку для того, чтобы «приручить» новую информацию, преобразовать «странное» и «незнакомое» в «понятное» и «знакомое». Эта необходимость обусловлена тем, что для человека характерна потребность в понимании смысла окружения, в соответствии с которым он выстраивает линию поведения. Только таким путем можно уменьшить опасность разрушения привычного хода вещей и осмыслить социальную реальность (88, с.167).

Страницы: 1 2 3

Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Типы родительских отношений
Влияние родителей на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. ХХ в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ...

История учения о стрессе
Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих. Следует заметить, что понятия «теория» и «модель» используются авторами относительно свободно, без необходимой дифференциации в содержании, что, по-с ...

Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей
Изложенные выше положения нашли отражение в диагностической программе по определению социально – психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. Так же одной из задач нашего исследования было сравнение особенностей социально – психологической готовности детей к школе посещающих и не посещающих дошко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru