Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения
Страница 2

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения

Особое значение формирование адекватного самовосприятия и самооценки приобретает в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития.

Рассматривая проблему самооценки у лиц со зрительной недостаточностью как сложное многогранное явление, исследователи учитывают целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. К ним тифлопсихологи относят особенности семейного и школьного воспитания и обучения, условия личностного развития и т.д. Л.С. Выготский подчеркивает, что тяжесть зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны. К их числу может принадлежать негативное самоотношение, которое формируется в результате реакции личности на зрительное нарушение. [17, С. 84]

Оценка себя как инвалида, ограниченного в своих возможностях, имеет глубокие социально-психологические последствия. Причинами появления «комплекса неполноценности» является по данным исследований Штайнберга чувство «переживание дефекта» человеком со зрительной патологией, находящегося в обществе зрячих. Оно заключается в наличии психологической напряженности, состояния «быть отличным от других».

Данные проявления формируются у лиц с расстройствами зрения и под влиянием неадекватных установок общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Одна из них, по мнению ряда авторов Р. Гайтлене, В.П. Гудониса, С. Кари, А. Майсоневуве и др., заключается в том, что существует устойчивый стереотип о слепых в обществе. «Темнота» – как образ мировосприятия незрячих делает их в глазах окружающих несчастными, ограниченными в своих возможностях людьми. Данная точка зрения ставит их в условия изоляции и дискомфорта, является мощным психотравмирующим фактором.

Известная всему миру Э. Келлер отмечала, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к незрячим. При этом по сведениям американского ученого Р. Резник – 32 % незрячих относятся к слепоте как к преимуществу (государственные льготы, гарантии), 52 % - расценивают ее как неудобство, и лишь 7 % как самое тяжелое и плохое испытание. [5, С. 79].

Причинами неадекватного самовосприятия считается реакция личности на хроническую психотравматирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничением возможностей контактов, вследствие депривации. Эта тенденция усугубляется в условиях неблагоприятного развития, в частности неправильного семейного воспитания.

Человек познает самого себя лишь опосредовано – через других, через свое отношение к ним и их к нему. Эталоны и образцы этих сложных взаимоотношений закладываются еще в раннем детстве. Изучением данной проблематики занимались такие видные ученые-тифлисты, как Р. Баркер, М. Буман, Кохен, В.А. Феоктистова, Л. Паташене, Л.И. Солнцева, и др. От специфики, направленности и условий семейного воспитания во многом зависит формирование правильной самооценки ребенка со зрительными нарушениями.

Исследователи отмечают, что в семье, как главном факторе, детерминирующем личность, с появлением слепого или слабовидящего ребенка родительская реакция на это носит стадиальный характер. Сначала родительская радость сменяется депрессией. Затем включаются механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Начинают думать о ребенке, а не о своих проблемах. Именно на этом этапе крайне важным становиться для родителей занять правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе.

Так, Саммерс выделил пять типов отношения родителей к инвалидности ребенка:

1)Признание инвалидности ребенка.

2)Признание инвалидности, но отрицание ее последствий.

3)Преувеличенная опека.

4)Скрытое непризнание инвалидности.

5)Открытое непризнание инвалидности.

Исходя из вышесказанного, исследователи выделяют три основные позиции в семье по данному вопросу.

IОзабочены нарушенным зрением своего ребенка – 75,2 % обследуемых.

II Выражают тревогу, но ничего не предпринимают, чтобы сохранить остаточное зрение – 18,9%.

Страницы: 1 2 3 4

Руководители, добивающиеся результатов
Многие менеджеры ошибочно полагают, что стиль руководства тесно связан с самой личностью, нежели чем является стратегическим выбором. Вместо того, чтобы выбирать тот один стиль, который подходит их темпераменту, им следует спросить, какой стиль лучше всего подходит для нужд конкретной ситуации. Исследования показали, что наиболее успеш ...

Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Этапы исследования: 1. Выявить типы родительских отношений. 2. Определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе. 3. Обобщить и проанализировать полученные результаты. Методики исследования: 2.2.1 Тест-опросник родительского отношения. (Приложение 1) Авторы: А.Я. Варга и В.В. Столин. Рогов Е.И. Настольная кни ...

Латентный период
В промежутках от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентны ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru