Организация работы по развитию самооценки школьников с нарушениями зренияСтраница 1
Для формирования творческой, всесторонне развитой личности, способной наиболее полно реализовать свои возможности, необходимо развитие у человека умения анализировать и адекватно оценивать свои поступки, поведение, отношения с окружающими, а также свои личностные качества. В этом контексте, самооценка, как результат познания собственного «Я», представляет собой восприятие личностью многочисленных «образов» самого себя в различных видах деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и интегрирует эти образы в единое целостное образование.
Применительно к лицам с нарушениями зрения становление самооценки приобретает особое значение, поскольку оно во многом определяет успешность межличностного взаимодействия, их реабилитации и социальной интеграции.
В тоже время в условиях суженной сенсорной сферы трудности познания себя и других, прямо или косвенно связанные с нарушениями зрения, отрицательно влияют и на процесс становления самооценки. В свою очередь, формирование завышенной или заниженной самооценки, негативно отражаясь как на поведении и собственной деятельности человека, так и на его взаимоотношениях с окружающими людьми, значительно осложняет процесс социальной интеграции лиц с нарушениями зрения.
В виду важности проблематики развития самооценки лиц с нарушениями зрения было проведено исследование, направленное на выявление особенностей развития общей самооценки, уровня развития ее компонентов, а также степени реалистичности самооценки полдростков разного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что при глубоких нарушениях зрения независимо от возраста, самооценка, испытывая в своем развитии опосредованное негативное влияние условий зрительной депривации, обнаруживает определенное своеобразие, проявляющееся в низком уровне знаний субъекта о себе, в негативном отношении к себе как субъекту жизнедеятельности, в завышенной (игнорирование отрицательных последствий нарушений зрения) или заниженной (глобализация этих последствий) самооценке, что проявляется в своеобразии развития когнитивного и эмоционального компонента, а также степени ее реалистичности.
В тоже время анализ результатов исследования позволяет разработать модель психологического сопровождения, направленную на нормализацию самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации разного возраста. Модель по нормализации самооценки слепых и слабовидящих должна представлять собой целостную систему, что достигается включением в нее целевого, технологического, содержательного и результативного компонентов, которые в своей совокупности будут направлены на решение диагностических, развивающих и психокоррекционных задач. Как целостная система данная модель должна опираться на общие (ответственность субъекта развития за принятие решения, соблюдение приоритетов интересов сопровождаемого, непрерывный характер сопровождения, комплексный подход к сопровождению развития самооценки), специальные (единство коррекции и развития, единство диагностики и коррекции нарушений развития, взаимосвязь коррекции и компенсации, учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей развития лиц со зрительной недостаточностью, использование комплекса методов психолого-педагогического воздействия, личностно-ориентированный подход, компенсаторно-развивающая направленность) и специфические (создание ситуации успеха, активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки, ориентация на ведущий вид деятельности) принципы.
Содержательный компонент работы по нормализации самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации, прежде всего, должен включать диагностику уровня развития общей самооценки, ее компонентов (когнитивного и эмоционального) и степени ее реалистичности. Полученные данные должны быть положены в основу развивающей и психокоррекционой работы, направленной на нормализацию самооценки слепых и слабовидящих школьников. В качестве основных направлений данной работы можно выделить:
Введение.
Конфликтология, немногие слышали это слово, однако, так или иначе, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтной ситуацией, более того почти стопроцентно был участником конфликта. Между тем межличностные конфликты – это всего лишь малая толика всего того, что происходит в современном обществе. Мы не будем пытаться дать отв ...
Методы защиты от манипулятивных воздействий
Информационно-психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности ее психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в об ...
Проявления истерического невроза
Проявления истерического невроза многообразны. Наиболее наглядно они выражаются в расстройствах движений (псевдопараличи).
От волнения больные истерией могут временно терять речь, слепнуть. К числу истерических расстройств могут относится утрата либо ослабление слуха, судороги конечностей, летаргический сон, истерические припадки, кото ...