Заключение
Страница 1

Внутренний мир личности, ее самосознание и самооценка является предметом исследования различных областей знаний на протяжении всей истории научной мысли. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что данное учение составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья.

Особое значение изучение формирования адекватного самовосприятия и самооценки приобретает в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития.

В данной работе рассмотрены труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные личностному развитию детей – инвалидов по зрению, выделены основные подходы к изучению данного феномена, а так же проанализировано содержание понятий «самооценка» и «уровня притязаний».

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Личностное развитие незрячего подростка происходит по тем же объективным законам, что и развитие незрячего. Слепота, следовательно, не образует специальный психологический тип.

Индивидуальные психологические особенности, выявленные при исследовании личности подростка со зрительным дефектом, можно объяснить условиями обучения и воспитания, которые отличаются от тех же условий зрячих.

Дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие. Однако при правильной организации воспитания и обучения слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Таким образом, очевидно, что в формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения.

Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что в экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе - адекватную самооценку, частично подтвердилась.

Анализ полученных данных показывает, что как здоровые подростки, так и подростки с ограниченными возможностями имеют неадекватную низкую самооценку и очень высокий уровень притязаний. У здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с ограниченными возможностями. Статистически достоверные данные получены по факторам здоровья, уверенности в себе и по показателям внешности. Это говорит о наличии сильных негативных переживаний по поводу своей внешности и с неуверенностью в своих силах.

Страницы: 1 2

Основные типы конфликтов.
Рассмотрим в этой главе основные типы конфликтов, в зависимости от степени вовлеченности в них людей. Нередко встречаются конфликты смешанного типа. Внутриличностный конфликт. Возможны его дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена ...

Анатомия конфликта
Конфликт – это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели, которые реализуются ими в ущерб друг другу. Субъекты и участники конфликта. Понятие «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект – это «активная сторона», способная создать конфликтую ситуацию, и влиять на ход конфликта в соответ ...

Филогене́з
Филогене́з, или Филогения (от греческого phylos — племя, раса и geneticos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие видов, организмов Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия — организмы от предка к потомкам — разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут специализирова ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru