Напряженность в отношениях между подростками и
родителямиСтраница 3
Любая форма конфликта несет на себе отпечаток социально-экономического положения семьи. В семьях с низким социально-экономическим статусом чаще возникают конфликты, связанные с требованиями послушания, вежливости, уважения, в то время как в семьях со средним уровнем доходов родители больше беспокоятся о развитии у детей самостоятельности и инициативы. Было замечено, что в семьях с низким уровнем доходов родители озабочены тем, чтобы удержать детей от неприятностей в школе, тогда как в семьях со средним достатком родители больше переживают из-за успехов и достижений своих детей.
Среда, в которой воспитывается ребенок, определяет те страхи и тревоги, которые испытывают его родители. Если ребенок растет в районе, известном повышенной преступностью и распространенностью наркомании, то, естественно, его родители озабочены именно этими вопросами.
Реакция родителей на поведение подростка может оказать существенное влияние на суть и интенсивность конфликта. Встречаются родители, демонстрирующие полное равнодушие ко всем проблемам, связанным с детьми, в то время как другие вечно недовольны их поведением.
Численность семьи также является важным параметром при рассмотрении внутрисемейных конфликтов — по крайней мере в семьях среднего классе. Чем многочисленнее семья из среднего класса, тем выше уровень конфликтов между родителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобы держать подростков в повиновении
Даже судя только по приведенным выше примерам, можно понять, сколь многообразны факторы, оказывающие влияние на протекание конфликтов между родителями и детьми, — не все родители и не все подростки непременно ссорятся из-за одних и тех же причин.
Исследования семей подростков, не состоящих на клиническом учете, показали, что, несмотря на конфликты, подростки все же чаще характеризуют отношения в семье как теплые, тесные, гибкие, порождающие положительные эмоции. Исследования же, направленные на определение частоты и интенсивности семейных неурядиц, включая супружеские размолвки и ссоры между родителями и детьми, в свою очередь, выявили, что высокий уровень конфликтов нарушает сплоченность семьи и оказывает самое неблагоприятное воздействие на развитие подростков. Подростки из семей с высокой конфликтностью чаще других демонстрируют антиобщественное поведение, инфантильность, низкую самооценку.
Взаимоотношения с братьями и сестрами. Взаимоотношения с братьями и сестрами очень важны, поскольку оказывают существенное влияние на подростка и оставляют в его жизни глубокий след, определяя его личные качества во взрослой жизни и ту роль, которую он будет играть в обществе. Рассмотрим те аспекты взаимоотношений подростков с братьями и сестрами, которые делают их столь важными.
Старшие братья и сестры часто служат примером для младших, представляя собой некую модель мужчины или женщины. Именно старшими братьями и сестрами устанавливаются стереотипы характера и поведения — посредством внешних атрибутов, личных качеств, привычек, общего склада личности. Все это оказывает очень сильное влияние на младших детей.
Старшие братья и сестры нередко выступают в роли суррогатных родителей, исполняя обязанности воспитателей, сиделок, учителей и исповедников. Хорошие отношения между братьями и сестрами вносят свой вклад в развитие у младших чувства уверенности, сопричастности и доверия. Враждебные отношения могут породить глубоко укоренившуюся тревогу, неуверенность, сожаление и злобу. Если старшие дети чувствуют, что младшие вытесняют их и отнимают у них внимание и любовь родителей — ту, что раньше безраздельно принадлежала им, — они могут перенести чувство ревности и зависти в свою взрослую жизнь. Если же старшие дети чувствуют, что их любят и ценят, ими восхищаются (в частности, и за ту помощь, которую они оказывают, ухаживая за младшими), то ощущение своей полезности вносит огромный позитивный вклад в развитие самосознания и укоренение чувства собственного достоинства. Многие подростки, ухаживая за своими младшими братьями и сестрами, обучаются взрослым ролям — в частности, учатся ответственности за других.
Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха
способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и глухими на основе жестовой речи с вкраплениями дактильной речи (для обозначения, например, имен собс ...
Групповая дискуссия и ее роль в принятии групповых решений.
Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. На экспериментальном уровне эта проблема, как и другие вопросы групповой динамики, была изучена Левиным. Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений в связи с военн ...
Стиль руководящей работы. Теоретические подходы к
изучению руководства
Руководство (Лидерство) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства.
Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» - лидера, ориентированного на решение ...