Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания
Страница 1

Материалы » Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов » Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания

Три стадии профессионального выгорания:

Первая стадия:

· Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: «вроде бы все пока нормально, но…скучно и пусто на душе»;

· Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

· Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

Вторая стадия:

· Возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

· Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников – вначале это с трудом сдерживаемая апатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение учителя – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия:

· Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощущается холод в его душе.

Три следствия профессионального выгорания:

· Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;

· Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект-объектные отношения.

· Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и др.

Симптомы:

К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

· Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

· Ощущение эмоционального и физического истощения;

· Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;

· Общая слабость, снижение активности и энергии;

· Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

· Резкая потеря или резкое увеличение веса;

· Полная или частичная бессонница;

· Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;

· Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

· Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

· Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;

· Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

· Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;

· Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

· Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

· Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться;

· Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Поведенческие симптомы:

· Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

· Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

· Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;

· Затрудняется в принятии решений;

· Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:

· Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

· Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

Страницы: 1 2

Генитальная стадия
С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Реп ...

Методы и приёмы улучшения памяти человека. Упражнения для развития памяти по Ф.Лёзеру. Тренировка запоминания логически не связанного текста
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер. 1. Украинец 11. Масло 2. Э ...

Мышление и интеллект
Понятие и представление. В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru