Методика 2Страница 1
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать своё представление каждого объекта и своё отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека – это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своём рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения данного теста исследуемому ребёнку предлагается бумага, простой карандаш, листок. На листе пишется имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при использовании этого карандаша наиболее ярко видны изменения в стиле нажима.
Инструкция для ребёнка: «Нарисуй пожалуйста как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого, следует отвечать, что он может рисовать так как ему хочется. Во время работы проводится наблюдения за рисующим, как он рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учётом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движения и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждой жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своём рисунке, какие детали имеют для него личную значимость двумя способами: позитивным или негативным. Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учётом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определённые трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю, взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Показателями негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников, таких как: тревожность, агрессивность, раздражительность, в этом тесте нам служили следующие параметры:
- длительная штриховка; – отсутствие окон;
- перерисовывание объекта; – широко расставлены руки;
- дерево, как два дерева; – ограничение пространства,
- подчёркнутая талия;
- отсутствие руки, ноги;
- мёртвое дерево, больной человек;
- выделенное лицо;
- облака;
Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по тесту «Дом. Дерево. Человек».
Таблица 4. Параметры негативных проявлений
№ |
Имя Ребёнка |
поПовед |
Длительная штрих-ка |
Перерисовывание объ. |
Дерево как два |
Подчёркнутая талия |
Отсутствие рук и ног |
Мёртвоедерево, больн. ч |
Выделенное лицо |
Облака |
Нет окон |
Широко расстав. руки |
Огранич.пространства |
Колич-во негат. факт. |
1 |
Виталя С. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
_ |
+ |
+ |
5 |
2 |
Даша Ш. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
_ |
+ |
+ |
3 |
3 |
Серёжа К. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
4 |
4 |
Артём М. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
4 |
5 |
Арина Б. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
_ |
- |
- |
4 |
6 |
Юля К. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
_ |
- |
- |
1 |
7 |
Таня К. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
2 |
8 |
Артём Д |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
2 |
9 |
Настя Л. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
_ |
+ |
- |
2 |
10 |
Яна Ш. |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
_ |
- |
- |
2 |
Проявление фобо-обсессивного невроза
Навязчивые страхи (фобии от греч. fobos — страх), т. е. неотступно, вопреки желанию возникающие переживания страха, которые осознаются как чуждые, необоснованные, нередко встречаются у детей школьного возраста (чаще после 10 лет) и подростков. Рудиментарные, незавершенные фобии (страх ходьбы после падения и ушиба и даже страх загрязнени ...
Восприятие: становление и развитие
Изучение психологии детей первого года жизни представляет известную сложность, однако имеются некоторые основания для предположения, что до известного момента имеет место управление реакциями скорее на «анализаторном», чем на «субъективном» уровне.
Несмотря на относительную сформированность зрительной моторики к 3 месяцам жизни, ребено ...
Ключ к методике:
80-100 очков. Вы отлично можете решать собственные финансовые проблемы. Каждый из вас может быть прекрасным советчиком по финансовым вопросам другим семьям.
60-80 очков. Ваши малые способности в решении финансовых проблем могут быть источником трудностей в личной жизни. Обратите внимание на то, что вами манипулируют. Со временем вы мож ...