ВведениеСтраница 1
Актуальность исследования: благоприятное развитие личности и успешность социализации неслышащего ребенка во многом обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения.
Известно, что процесс социализации неслышащего индивида протекает в депривационных условиях, таких как сенсорная, коммуникативная, эмоциональная, информационная, социальная и семейная депривации.
Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности неслышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха-социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии; сниженной сенситивности к оценкам окружающих.
Процессы формирования межличностных отношений у детей с нарушениями слуха изучали Т. Г. Богданова, Э. А. Вийтар, Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. Л. Соловьева, М. Е. Хватцев, И. В. Цукерман, С. Н. Шабалина. Однако, ни один из указанных авторов не исследовал данные отношения у слабослышащих детей с нарушениями интеллекта.
С 80-х годов в школах I и II вида стали организовываться вспомогательные классы для детей с интеллектуальными нарушениями. В связи с своеобразием психического и интеллектуального развития детей с комплексным дефектом, характер и способность к позитивным межличностным отношениям отличаются у них от глухих и слабослышащих детей с сохранным интеллектом, поэтому задача социализации, а значит и формирование социально зрелых межличностных отношений становится более значимой. Таким образом, появилось противоречие между особой значимостью целенаправленного формирования межличностных отношений у слабослышащих подростков с нарушениями интеллекта и отсутствием теоретико-методологического обоснования данного педагогического процесса. Данное противоречие определило актуальность выбранной нами темы исследования «Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих подростков с нарушениями интеллекта»
Цель исследования: выявление особенностей и коррекция межличностных отношений слабослышащих подростков с нарушениями интеллекта (7 класс школы II вида).
Объект исследования: межличностные отношения слабослышащих подростков с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: технология диагностики и коррекционных занятий как способа формирования положительных межличностных отношений в ученическом коллективе школы-интерната.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что межличностные отношения слабослышащих детей с нарушениями интеллекта обладают определенным своеобразием и отличаются от межличностных отношений слабослышащих детей с сохранным интеллектом; но не смотря на это, у таких детей возможно формирование положительных межличностных отношений на основе специальных коммуникативных тренингов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи:
-изучить психологическую, философскую, социально-педагогическую литературу по проблеме;
-выделить параметры, характеризующие качество межличностных отношений слабослышащих подростков с нарушениями интеллекта;
-провести комплексную диагностику выбранных параметров при помощи отобранного диагностического инструментария;
-разработать и провести коррекционные занятия с слабослышащими подростками с нарушениями интеллекта;
-проанализировать динамику межличностных отношений слабослышащих подростков с нарушениями интеллекта после проведенных занятий.
Теоретико-методологические основы: положение Л. С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития глухого ребенка; данные общей и специальной психологии о формировании личности в онтогенезе нормального и аномального развития (О. Л. Алексеев, А. С. Белкин, Т. Г. Богданова, А. А. Гнатюк, В. В. Коркунов, А. Н. Нигаев, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, И. В. Цукерман, Ж. И. Шиф); принцип единства социальных и психических факторов в динамике групповых процессов (Г. М. Андреева, Л. С. Коломинский, Р. Л. Кричевский, А. В. Петровский); принцип единства диагностики и коррекции развития Л. С. Выготского; теория социально-психологических тренингов (В. Ю. Большаков, Ю. Н. Емельянов, Н. И. Козлов, А. Г. Лидерс, А. С. Прутченков, Н. В. Самоукина, Н. Ю. Хрящева, К. Фопель, С. С. Харин, Т. С. Яценко); положение о ведущей роли совместной деятельности и общения в развитии группы как целостности (Л. И. Божович, Н. С. Глуханюк, И. С. Кон, Н. Н. Обознов).
Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха
способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и глухими на основе жестовой речи с вкраплениями дактильной речи (для обозначения, например, имен собс ...
Функции конфликтов.
Не все знают, что конфликт выполняет ряд функций в той среде, где он происходит. И немногим из тех, кто это всё же знает, известно, что функции конфликта не только деструктивны, но и конструктивны. А чтобы суметь справиться с конфликтной ситуацией, да ещё и извлечь из неё выгоду для себя, необходимо эти функции знать. ...
2 этап.
После проведения "экспресс методики" по изучению социально-психологического климата коллектива (экипажа), выводятся средние оценки по выборке для каждого компонента: эмоционального, когнитивного и поведенческого:
∑(+) - ∑(-)
Э =
n ,
где:
∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце; ...