Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте. Понятие социальной адаптации
Страница 5

Материалы » Социальная адаптация младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения » Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте. Понятие социальной адаптации

Семейная дезадаптация – это состояние ребенка, связанное с таким нарушением семейных отношений, при которых он не может найти «свое место в семье» и в оптимальной степени реализовать потенциальные возможности возрастного развития, свои способности к самореализации и личностному росту.

В настоящее время в анализе семейной дезадаптации сформировались два подхода:

­ первый основан на оценке структурированных признаков – полная, неполная семья, стереотип неправильного воспитания, алкоголизация родителей, аморальное или криминальное поведение родных [22, с. 114];

­ второй обращен к анализу психологических аспектов кризисной семейной ситуации и особенностям личностного реагирования в конфликте [22, с 115].

Как правило, объективная сторона семейной дезадаптации представлена или конфликтом между дисфункциональной, деструктивной семьей и обществом или внутрисемейным, межличностным конфликтом в случаях диссоциированной семейной пары. Субъективная для ребенка сторона кризисной семейной ситуации отражает его включенность в конфликт и особенности реагирования с учетом возрастных особенностей.

Впервые проблема возрастного развития как диалектического процесса (т.е. то, что онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов) была поставлена Л.С. Выготским. Он называет возраст целостным динамическим образованием, структурой, определяющей роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Понятие «возраст» определяется через представление о социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития – это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода» [23, с. 54].

Наиболее важными периодами адаптации для ребенка в период школьного обучения являются начало обучения в школе – первый класс, и окончание начальной школы – период перехода в 5 класс.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые требования и обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный этап, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В процессе адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни, требуется максимальная консолидация сил педагогов, родителей, социального педагога и психолога, скоординированности действий и единство педагогических требований. Только тогда адаптационный процесс может быть комфортным и позитивным.

Еще одним важным аспектом адаптации является окончание начальной школы и переход в основное звено. Здесь важнейшим компонентом адаптационного процесса является соблюдение преемственности между начальной школой и основной школой.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти -одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации. Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения. В школе проблема адаптации, как справедливо замечает М.Н. Дудина, чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже – в связи с переходом в среднее звено и еще реже – с переходом в старшие классы. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10 – 11 лет.

В своем исследовании мы изучаем процесс социальной адаптации младших подростков (возраст детей от 10 – 12 лет), поэтому считаем необходимым рассмотреть особенности обучения и развития в подростковом возрасте, играющие важную роль в процессе социальной адаптации.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Опросник психического выгорания Автор-разработчик: Farber B.A. Автор адаптации: Рукавишников А.А.
Методика предназначена для диагностики "психического выгорания", т.е. устойчивого, прогрессирующего, негативно окрашенного явления, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, а также потерей профессиональной мотивации. Измеряемые параметры: Шкала психоэ ...

Что собой представляют инстинкты в действительности
Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукц ...

Деятельность социального работника по оказанию помощи людям в экстремальных ситуациях
К основным функциям психосоциальной работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая. Формы оказания психосоциальной помощи: индивидуальные и групповые. Основные методы психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru