ПриложенияСтраница 4
Каковы ваши взаимоотношения с классным руководителем?
А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).
Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
В) Хуже, чем в большинстве классов (1).
Обработка информации по итогам опроса для интерпретации результатов.
Подсчитывается общая сумма баллов за каждый ответ в целом по классу. Итоговый показатель по всем разделам может составлять от 5 (очень неблагоприятно) до 17 баллов (очень высокая оценка привлекательности); средние показатели – 10 – 12 баллов.
Благоприятный социально-психологический климат в коллективе способствует полному раскрытию возможностей каждого из его членов, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.
Неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе является причиной и результатом появления отрицательных лидеров, отвергнутых коллективом учеников. Такой микроклимат не способствует проявлению, развитию членов коллектива, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.
При средних показателях социально-психологического климата в коллективе возникают проблемы формирования позитивного лидерства; некоторая часть членов коллектива испытывает сложности в адаптации к коллективной жизнедеятельности. Нормы взаимоотношений в коллективе не всегда соотнесены с общепринятыми.
Приложение 5
Программа адаптации учащихся 5-х классов к предметному обучению.
Цели:
1) создание условий для осуществления преемственности;
2) соблюдение единства педагогических требований;
3) профилактика дезадаптации.
Цели и формы работы |
Май |
Сентябрь |
Ноябрь |
Январь |
Май | |
Работа с учителями |
Педсовет по преемственности между начальной школой и средним звеном. Участники: психолог, педагоги начальных классов, учителя-предметники, классные руководители будущих пятиклассников, администрация школы. Цели: знакомство с особенностями классного коллектива; с результатами психологической диагностики; соблюдение единства педагогических требований. |
Круглый стол. Цель: знакомство классных руководителей 5-х классов и учителей-предметников с психолого-педагогическими картами. |
Психолого-педагогический консилиум. Участники: педагоги начальных классов, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, социальный педагог, администрация. |
Консультирование, собеседование с классными руководителями и учителями-предметниками по вопросу групповой и личностной коррекции учащихся 5-х классов. Особенности межличностных взаимоотношений внутри классного коллектива. |
Педсовет. Цель: анализ результатов учебно-воспитательной деятельности. | |
Работа с учащимися |
Психолого-педагогическая диагностика (первичная). Цель: 1) изучение уровня мотивации учащихся; 2) изучение уровня учебной направленности; 3) социометрический статус. Итоговые контрольные работы с учащимися 4-х классов. |
Посещение уроков учителями начальных классов, администрацией, психологом. Цель: 1) наблюдение за учащимися в учебном процессе; 2) дифференцированный подход в обучении. Классные часы. Цель: требования к учащимся среднего звена. |
Психолого-педагогическая диагностика (вторичная). Цель: 1) изучение уровня мотивации учащихся; 2) изучение уровня учебной направленности; 3) социометрический статус. |
Психолого-педагогическая диагностика. Цель: выявление дезадаптивных учащихся. Индивидуальная и групповая коррекция дезадаптации. (Психолог, социальный педагог) |
Итоговые контрольные работы с учащимися 5-х классов. | |
Работа с родителями |
Родительские собрания (совместно с учащимися). Цели: 1) знакомство с педагогами среднего звена; 2) знакомство с требованиями к учащимся старшего и среднего звена. |
Общешкольное родительское собрание родителей пятиклассников. Цель: координация действий семьи и школы в решении вопросов адаптации. |
Анкетирование родителей. Цель: изучение степени вовлечения родителей в учебно-воспитательном процессе. |
Работа с родителями дезадаптивных учащихся: консультирование; собеседование; коррекция. (Психолог, социальный педагог, классные руководители, администрация) |
Родительские собрания. Цель: итоги учебного года, анализ учебных и воспитательных задач. |
Феноменология и виды ценностных представлений
В мировой социологической и социально-психологической литературе ценностным представлениям посвящено немало работ, однако какие-либо общие традиции их понимания и общепринятые определения так и не были выработаны. Чаще всего ценностные представления сознания обозначаются широко распространившимся и, на наш взгляд, удачным термином " ...
Память как познавательный психологический процесс (виды, свойства)
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Существуют различн ...
Механизмы психологической защиты и их адаптивная и дезадаптивная роль
Понятие психологическая защита приобрело существенное значение во всех направлениях психологии и психотерапии. При заболеваниях с биологическими механизмами развития болезнь всегда рассматривали как результат действия вредоносных факторов и механизмов «физиологической защиты», направленных на восстановление нарушенного гомеостаза органи ...