Введение

В век высоких технологий, когда люди все больше и больше отдаляются друг от друга, с новой остротой встает проблема налаживания контактов и межличностных отношений. Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Исследователи указывают на важнейшее значение для всех личностных составляющих межличностных отношений. Удачно построенные межличностные отношения наполняют смыслом и положительными эмоциями жизнь конкретного человека. Внутренний потенциал личности реализуется в межличностных отношениях. Но существенной трудностью при налаживании межличностных отношений являются конфликты межличностные и конфликтность личности как таковая.

За последнее время в известной степени наметились и определились различные теоретические подходы в решении одной из координальных и центральных проблем науки – проблемы саморегуляции человека.

Понятие саморегуляции все чаще встречается в психологии. При этом оно имеет различное толкование и по-разному интерпретируется в различных направления и школах. Проблемами саморегуляции занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.

Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как саморегуляция. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Саморегуляция начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями саморегуляции. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.

Цель

исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков с различными типами конфликтного поведения.

Объект:

саморегуляция как психологический феномен.

Предмет:

специфика саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.

Гипотеза

исследования строилась на предположении о том, что саморегуляция подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях имеет отличия, определяющиеся степенью выраженности отдельных показателей данной психологической характеристики.

Задачи

исследования:

1. Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.

2. Изучить стилевые особенности саморегуляции подростков.

3. Определить особенности реагирования подростков в конфликте.

4. Рассмотреть специфику саморегуляции подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях.

5. Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию процессов саморегуляции подростков.

Методы исследования:

1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

2) Эмпирические: тестирование (методика К. Томаса, «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации»; методика В.И. Моросанова, Е.М. Коноз «Стилевая саморегуляция поведения человека»).

Практическая значимость

исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, в деятельности психологической службы образовательного учреждения в аспекте развития саморегуляции подростков, при составлении коррекционных и развивающих программ для; в консультативной работе психологов, консультациях.

Экспериментальная база

. Исследование проводился на базе ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработке древесины». В исследовании приняло участие 88 студентов.

Системный подход в исследовании предмета психологии труда
Под системой (от греч. systema — составленное из частей, соединенное) понимают совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Изучение этого феномена позволяет выявлять множество его важных атрибутов и особенностей, проявляющихся в появлении новых — "системных ...

Алкоголизм.
С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Миневры, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая ...

Глава третья. Юридические выводы
I . Наполеон, после тщательного изучения действий Конвента, сказал: "les crimes collectifs n'engagent presonne" (массовые преступления не вменяемы). Но эта фраза являлась только констатированием факта; она не была, да и не могла быть, научной истиной. Наука ясно понимает, что неответственность за преступления, совершенные с ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru