Описание экспериментального исследованияСтраница 2
При диагностике индивидуальной развитости представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности, что относится к шкале «Моделирование» выявилось следующее: самый высокий показатель у восьми испытуемых – 8 совпадений из 9. Таких испытуемых 9,1 %. Такие испытуемые способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале, а таких 16 человек (29,5 %) – всего 2 совпадения, что говорит о слабой сформированности процессов моделирования. Это приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
В результате обследования выявилось, что в шкале «Планирование» самым высоким показателем было 7 (10 подростков попадали под эту шкалу). Это 11,3 % испытуемых. Исходя из того, что это не наивысший показатель, то можно констатировать, что у подростков, набравших по этой шкале наибольшее число совпадений, сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы их в этом случае реалистичны, детализированы, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются ими самостоятельно. Самые низкие показатели у четверых подростков (1 совпадение) и у сорока четырёх подростков всего 2 совпадения. Всего 20 совпадений с низким показателем (54,5 %) Это свидетельствует о том, что у таких подростков потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает выдвинута, планирование не действенно, малореалистично. Эти испытуемые предпочитают не задумываться о своём будущем, цели выдвигаются ситуативно и обычно несамостоятельно.
Шкала “Самостоятельность” характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Всего 7 совпадений было у 10 (11,4 %) человек, что явилось самым высоким показателем по данной шкале. 34 (38,6;) испытуемых имели 3 совпадения, что свидетельствовало о низких показателях. Такие подростки зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои. Средний уровень – 50 % свидетельствует о частичной сформированности регулировать своё поведение.
Так как опросник в целом работает как единая шкала “Общий уровень саморегуляции, то он характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции, а таковых всего 22 (25 %) человек, характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности. Испытуемых с низкими показателями общего уровня саморегуляции - 20 человек (22,7 %).
Физиологическая и психологическая основа типов темперамента
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных "соков" жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален разработал первую типол ...
Результаты исследования и их интерпретация.
В обследовании принимали участие дети в возрасте от 8 до 16 лет, проживающие в г. Воркута. Обследование проводилось в 2007 учебном году в МОУ ДОД «Детская школа искусства» и в МОУ «СОШ №5». Обследование прошли 60 человек, обучающиеся в детской школе искусства и 60 учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе. Контрольная группа был ...
Память как познавательный психологический процесс (виды, свойства)
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Существуют различн ...