Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства темперамента личности
Страница 1

Материалы » Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента » Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства темперамента личности

Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человеке, неповторима. Однако человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ранних детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.

В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия Подобно магниту, объекты окружающего мира притягивают к себе интересы, "жизненную энергию" экстраверта. Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа характерна фиксация интересов на своем внутреннем мире. Интроверты, как правило, замкнуты, социально пассивны, склонны к самоанализу, испытывают трудности в приспособлении к окружающей действительности. В зависимости от ведущей психической функции К. Юнг выделил мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный экстравертные и интровертные типы.

В дальнейшем различия по экстраверсии-интроверсии, а также различия по эмоциональной устойчивости (где на одном полюсе — постоянство настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость отрицательным воздействиям, а на другом полюсе – резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность, обозначаемые словами "уровень тревожности") изучались Г. Айзенк в связи с различиями по свойствам нервной системы. (Приложение Б)

Обнаружилось, в частности, что признаки экстраверсии, как и признаки эмоциональной устойчивости, имеют в своей основе менее реактивную нервную систему, тогда как признаки интроверсии, как и эмоциональной тревожности, являются выражением более высокой реактивности. При этом оказалось, что экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и высокая тревожность могут выступать в разных сочетаниях. В результате с новой стороны наметился подход к основным типам темперамента: сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости (сангвиник), сочетание экстраверсии и эмоциональной неустойчивости (холерик), сочетание интроверсии и эмоциональной устойчивости (флегматик), сочетание интроверсии и эмоциональной неустойчивости (меланхолик).

Слабая выраженность собственно подвижности (малая скорость возникновения и прекращения возбуждения и торможения), т.е. инертность нервных процессов, может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Отрицательная сторона инертности — замедленность динамических изменений, положительная – длительность сохранения, устойчивость психических процессов. Соответствующие психологические различия обусловливают, прежде всего, особенности хода деятельности, а не ее эффективность.

Как и любые психические свойства, свойства темперамента, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут, тем не менее, в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные особенности.

Страницы: 1 2 3

Уровни учебно-познавательной мотивации
А.К Марковой и др. рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное), положительное (познавательное осознанное), положительное (активное, инициативное ...

Наркомания.
Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней. Результаты соци ...

Антенатальные и перинатальные факторы нарушения онтогенезе
К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в теч ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru