Социальные и психологические причины психогенных расстройствСтраница 2
Наибольшее распространение получил принцип группировки, в основу которого положен принцип остроты и интенсивности психогенной травмы (СухареваГ.Е., 1959). Первая группа - это острые аффективно-шоковые (и субшоковые) реакции. Вторая - подострые психогенные реакции. В этой группе психическая травма осознается, переживается и интеллектуально перерабатывается. Реактивные состояния этой группы обозначены как "истинные", "ядерные". В третьей группе психогенные расстройства возникают под влиянием "хронического" или повторяющегося травматизирования и сопряжены с последующим неправильным формированием личности ребенка.
Предположение о наличии группы так называемых социально-стрессовых расстройств (ССР) было высказано в 1991 г. на основе анализа состояния психического здоровья населения России и республик бывшего СССР во время начавшейся в конце 80-х годов перестройки общества. ССР развивают под влиянием психогенно-актуальной для большого числа людей социально-экономической и политической ситуации
Критерии диагностики ССР. Условия (причины) и особенности субъективных переживаний
коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта;
смена системы культурных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений; изменение социальных связей и жизненных планов;
нестабильность и неопределенность жизненного положения.
Особенности поведения
заострение личностно-типологических черт характера;
развитие гиперстеники (вплоть до саморазрушающей нецелесообразности), гипостении, панических реакций, депрессивных, истерических и других нарушений;
утрата "пластичности общения" и способности приспосабливаться к происходящему с сохранением перспектив в целенаправленных действиях;
появление цинизма, склонность к антисоциальным действиям.
Основные причины возникновения и развития ССР
Макросоциальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения.
Социально-стрессовые обстоятельства, носящие хронический, растянутый во времени характер, их динамика непосредственно определяет компенсацию и декомпенсацию невротических нарушений.
Ухудшение соматического здоровья.
Усиление декомпенсации невротических и патохарактерологических нарушений под влиянием "биогенного" воздействия экологических вредностей.
Основные клинические проявления ССР
вегетативные дисфункции;
нарушения ночного сна;
астенические расстройства;
истерические расстройства;
панические расстройства;
другие невротические и психопатические нарушения.
Все психические расстройства при ССР не являются специфическими, они обусловлены общими механизмами развития состояния психической дезадаптации.
Основные варианты ССР
1.Непатологические (психофизиологические), преболезненные реакции. Основные проявления:
эмоциональная напряженность;
декомпенсация личностных акцентуаций;
вегетативные дисфункции;
гипостения;
гиперстения;
инсомния.
Указанные проявления носят преходящий характер, непосредственно связаны с реакцией на социальнострессовые обстоятельства. Психогенные адаптативные реакции.
2. Невротические расстройства с преобладанием:
неврастении;
депрессии;
истерии;
других расстройств.
"Клиническое выражение" реакции возникает под влиянием индивидуально значимого конкретного обстоятельства, но "готовность" к ней определяется для человека социально изменившимся "фоном".
3. Невротические состояния (неврозы) с преобладанием:
Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов
Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни (Hall, 1987; Leslie, Huston, 1986; Noble, Adams, 1989).
Социальн ...
Анализ проведённого исследования и обработка результатов
В ходе проведения исследований нами были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1 и на рисунках 1 и 2.
Таблица 1. Результаты анкетирования подростков
Вопросы анкеты
Сумма по вопросу
(Проранжируйте вопросы по степени значимости)
Сумма по вопросу
(Оцените вопросы по 5 бальной шкале)
1. Родители пос ...
Экспериментальное изучение процессов восприятия и мышления животных
Проблема элементарного мышления животных, как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции, занимала одно из ведущих мест в работах Ладыыгиной-Котс.
Н.Н. Ладыгина-Котс пишет о том, что существует насущная необходимость изучения понятия мышления (интеллекта) жи ...