ЗаключениеСтраница 1
Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной системы образования. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме, исследования, проведенного в ВУЗах, наблюдений мы можем сделать следующие выводы.
В системе вузовского образования можно выделить три основные группы конфликтов:
- конфликты типа: «общество-ВУЗ»;
- конфликты типа: «ректорат-вузовский коллектив;
-конфликты типа: «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель», «студент-студент».
Промежуточными (более частыми) вариантами конфликтного взаимодействия «ректорат-вузовский коллектив» могут быть конфликты типа «ректорат-деканат», «ректор-кафедра», «кафедра-деканат», «деканат- коллектив факультета» и др. [8;50].
Конфликты в воспитательной практике возникают повсеместно и постоянно. Процесс социализации (адаптации, самоидентификации и т.д.) предполагает различного рода конфликты не только в студенческой среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой системы высшего образования по принципу соподчинения и противопоставления («преподаватель – студент», «cтудент-студент», «старший – младший», «сильный – слабый», «успевающий – неуспевающий» и т.д.) стимулирует конфликтность. Кроме того, студенты «несут» с собой в институты в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества. «Накладываясь» на не совсем неокрепшую психику, эти противоречия (наряду с другими причинами) порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях. За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между преподавателями и студентами. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на производстве, в семье и в итоге в учебном заведении.
Как показывают наблюдения за работой преподавателей ВУЗов, многие из них затрудняются в проведении диалога со студентами разного возраста. Диалог преподавателя с учащимися часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением учащегося. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в ВУЗах, и к старшим курсам многие из студентов вырабатывают ответный стиль общения с преподавателями.
Если обобщить причины конфликтов характерных для преподавательских коллективов ВУЗов, то их можно свести к двум основаниям:
Проблема общения (отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.)
Устаревшая административная система управления во многих вузовских заведениях, построенная по принципу «начальник – подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
Между преподавателем и студентом возникают конфликты следующих видов:
конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения студентом учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения студентом правил поведения в учебном заведении и вне его;
конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Существуют различные стратегии поведения в конфликте: противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение, уступка.
С помощью проведенного исследования было выяснено, что большинство опрошенных преподавателей прибегают к стратегии противоборства, считая ее наиболее эффективной в ситуации конфликта.
Существуют различные способы разрешения конфликтов (см. приложение Б).
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к разногласиям. Здесь нет места сарказму, так как он может обидеть одну из конфликтующих сторон.
Психологическое поглаживание – проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника».
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Третейский суд, как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы».
Ультиматум, т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкции), в случае отказа.
Подавление (моральное или физическое); разрыв связей – крайние способы разрешения конфликта, используется, если затронуты принципы убеждения, которыми субъект не может поступиться.
Подтверждая гипотезу, упоминающуюся в начале работы, можно сделать вывод о том, что каждый человек (особенно преподаватель) должен найти свой путь поведения в конфликтной ситуации, свою технологию управления конфликтными отношениями. Только регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх можно получить навыки выхода из конфликта. И чем больше человек повторяет упражнения, тем совершеннее и прочнее его навыки, тем увереннее он будет чувствовать себя в самых непредвиденных инцидентах.
Синдром дефицита внимания у детей
Синдром дефицита внимания / гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Диагноз дефицита внимани ...
Индивидуальность концепции риска
Избираемые при управлении меры защиты или снижения риска определяются величиной опасности, степень риска которой является результатом личной оценки, вытекающей из накопленных знаний, направленности действий, темперамента и характера конкретного человека. Один и тот же риск разные люди воспринимают и оценивают не одинаково. И главным для ...
Стиль руководства
Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром - как предметным, так и социальным. Можно связать стиль ...