Системный подход в исследовании предмета психологии трудаСтраница 2
Сущность структуры организма есть защита системы от разрушения, т. е. организма в целом. Иллюстрацией одного из механизмов такой защиты может быть теория функциональных систем П. К. Анохина [135]. Если главная цель организма — выживание во внешней среде, следовательно, все подчинено именно этой цели.
Так, например, предотвратить нарушение кровоснабжения головного мозга (наиболее уязвимого звена системы) при серьезном ранении и, следовательно, значительной потери крови можно просто и экономно ("экологично") — потерей сознания. Другими словами, человек обездвижен, на какое-то время "выключен" из предшествующей социальной активности; внешне он воспринимается беспомощным, его тело — даже безжизненным. Интенсивность метаболизма организма в этом состоянии минимальна, активизируются ресурсы депонированной крови, которой достаточно для поддержания экономного функционирования центральной нервной системы. В последующие несколько минут происходит коагуляция (свертывание) крови и закупорка кровеносных сосудов на поверхности раны.
Таким образом, функция структуры — защита организма как системы в существующем состоянии и его сохранение для будущей активности. Напомним: цель системы "организм" есть выживание во внешней среде, но не подвиги, не рекорды, не социальные награды и признание, не авторитет — все это "цели" других систем. Понятно, что есть вполне определенные "количественные границы" структуры, обеспечивающей существование системы "организм" (температура, время, количество потери крови, активность коагуляции и др.).
Другим примером системного анализа может выступать система "человек как субъект труда". Компонентами этой системы выступают организм человека — его анатомия, физиология, психика (рассмотренная выше система "организм" в данном масштабе выступает уже в качестве подсистемы более общей метасистемы "субъект"), а также специфические условия трудовой деятельности субъекта, их объективная и субъективная логика, или "правила", "алгоритмы деятельности", психология профессионала (профессиональные знания, умения, навыки, когнитивные схемы, стереотипы восприятия, стереотипы мышления и многое другое).
Важнейшей целью такой функциональной системы — "человека как субъекта труда" — является обеспечение всеми необходимыми ресурсами жизнедеятельности человеческого рода, к которому принадлежит субъект-деятель, а также метасистемы — человечества в целом.
Повторим: цель системы "организм" есть выживание во внешней среде. Данной системе все иное — несвойственно. Для нее не существуют как актуальные, тем более как детерминанты, реалии других систем, например системы "личность" (самооценка, социальное одобрение, престиж, авторитет, успех, признание и др.). Именно поэтому есть четкая иерархия во взаимодействии функциональных систем1, и она отнюдь не примитивна. Напротив! Скажем так: именно наличие действительно высокой цели, действительно значимого мотива системы "личность" способно управлять даже физиологией системы "организм".
Пример: известный ученый-психолог В. С. Мерлин, тяжело болевший, умер лишь после того, как выправил последние гранки своей последней книги "Очерки интегрального исследования индивидуальности"
Анализ "парадоксов" системы на примере организма человека как субъекта деятельности можно продолжить. Однако в кратком учебном пособии мы используем его лишь как иллюстрацию, поясняющую многое из недосказанного в отношении основных ключевых рабочих понятий нашей дисциплины ("субъект", "труд", "профессия", "трудовой пост", "рабочее место" и др.).
Таким образом, система — это всегда совокупность возможностей и совокупность же ограничении, это сфера жизнедеятельности и механизмы ее блокирования, сфера проявления, "форма власти" системы над субъектом с ее достоинствами и недостатками. Профессия как система характеризуется столь же сложными и неоднозначными отношениями со своими компонентами. Их мы рассмотрим в следующем разделе главы. Во многих отношениях профессия выступает именно как функциональная система.
Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом
возрасте. Гендерный аспект
В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек, средний возраст испытуемых составил 14,43 года.
После ручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу, которая представлена в Приложении №7 . Для обра ...
Эмпирическое исследование влияния эмпатии на стиль руководства у менеджеров. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля руководства с целью анализа практикуемых и предпочитаемых стилей руководства и их влияние на эмоциональный интеллект.
В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: уровень эмпатии у менеджеров опоср ...
Ритуал прощения
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания»
Занятие 2. Кто я?
Цель:
создать в группе атмосферы доверия и открытости.
Задачи:
активизировать процесс самопознания, помочь участникам в раскрытии своих сильных сторон, помочь им «раскрыться».
1. Ритуал ...