Персонализация риска. Психологические особенности
личностиСтраница 1
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека, направленность его действий. Одни считали, что основным побудителем является стремление к удовольствию, другие-исполнение долга, третьи – стремление к господству или подчинению, четвертые – удовлетворение биологических влечений и т.д. В действительности направленность-это сложное психическое свойство личности, охватывающее систему побуждений, которая формирует избирательность отношений и активность человека.
Нуждаясь в чем-то, человек испытывает дискомфорт, который и старается преодолеть. Таким образом, потребности лежат в основе направленности личности. Различают потребности биологические (например, в пище, тепле, отдыхе) и социальные (например, в общении, познании, красоте, справедливости и т.д.). Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии, как между собой, так и с другими компонентами направленности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Характер потребностей и их регуляция зависят от психического склада личности и ее воспитанности. Исходя из потребностей, человек ставит перед собой в определенное время определенные цели, которые бывают конкретными и абстрактными. Последние чаще объединяются с перспективами. Цели также различают по содержанию (связанные с биологическими или социальными потребностями) и их значимости (личностные, коллективные, общественные).
Любая деятельность человека обуславливается мотивами. Являясь стрежнем побудительной формы, мотивы придают всей жизни человека тематический смысл. Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или к поведению. Совершая одинаковые по форме поступки, люди нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают личностные значения своему поведению; соответственно и оценка этих поступков должна быть различной. Мотивы бывают простые и сложные. К простым, например, относятся влечение, желание. Это – неустойчивые, кратковременные побудительные силы; человек порой не осознает причин, вызвавших эти мотивы, лишь ощущает, что его «влечет неведомая сила» (А. Пушкин). Чаще всего простые мотивы связываются с биологическими потребностями.
Направленность – зеркало личности человека. Как центральное психическое свойство личности, она является обобщенной характеристикой с точки зрения того, к чему человек стремится, что он ценит в жизни и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Потребности побуждают человека к активности, определенным образом влияют на его переживания, мышление и волю. Благодаря волевому усилию и настойчивости человек преодолевает трудности на пути к цели и практически решает поставленную задачу, так или иначе связанную с удовлетворением потребности. Знание содержания и структуры направленности человека дает представление о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений. Установка, как внутренняя готовность личности к определенной деятельности, придает цельность и существенно влияет на эффективность. Деятельность человека побуждается не одной, а множеством установок, находящихся в сложной зависимости и взаимной обусловленности.
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакции на жизненные обстоятельства. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, включая его характер протекания эмоций и волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) человека. В таблице 1 приведена принятая по И П Павлову классификация темпераментов с типами высшей нервной деятельности:
Таблица 4.1
Особенности внешнего поведения |
Особенности нервных процессов |
Тип ВНД |
Вид темперамента индивида | ||
По силе |
По подвижности |
По уравновешенности | |||
Чрезмерно активен |
сильные |
подвижные |
неуравновешенные |
безудержный |
ХОЛЕРИК |
активен |
сильные |
подвижные |
уравновешенные |
сильный |
САНГВИНИК |
вял |
сильные |
малоподвижны |
уравновешенные |
инертный |
ФЛЕГМАТИК |
скован |
слабые |
подвижные |
неуравновешенные |
слабый |
МЕЛАНХОЛИК |
Общие представления о шизофрении. История развития
представлений о шизофрении
Начиная с ХIХ века предпринимались попытки выделить шизофрению из ряда психических расстройств, связанных с нарушениями когнитивных функций у пациента. Поскольку клинические проявления этого заболевания весьма разнообразны, дать точное определение этого заболевания, генетически его изучить и обеспечить объективную диагностику представля ...
Конфликтология.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил.
Сама теория конфликта является плохо разработанной. Однако на Западе уже в течение нескольких десятилетий, особенно в конце XX в., это научное направление получило основательное развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически ...
Механизм развития неврозов у детей
Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относи ...