Персонализация риска. Психологические особенности личности
Страница 1

Материалы » Персонализация риска. Управление рисками, связанными с воздействием эмоций » Персонализация риска. Психологические особенности личности

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека, направленность его действий. Одни считали, что основным побудителем является стремление к удовольствию, другие-исполнение долга, третьи – стремление к господству или подчинению, четвертые – удовлетворение биологических влечений и т.д. В действительности направленность-это сложное психическое свойство личности, охватывающее систему побуждений, которая формирует избирательность отношений и активность человека.

Нуждаясь в чем-то, человек испытывает дискомфорт, который и старается преодолеть. Таким образом, потребности лежат в основе направленности личности. Различают потребности биологические (например, в пище, тепле, отдыхе) и социальные (например, в общении, познании, красоте, справедливости и т.д.). Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии, как между собой, так и с другими компонентами направленности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Характер потребностей и их регуляция зависят от психического склада личности и ее воспитанности. Исходя из потребностей, человек ставит перед собой в определенное время определенные цели, которые бывают конкретными и абстрактными. Последние чаще объединяются с перспективами. Цели также различают по содержанию (связанные с биологическими или социальными потребностями) и их значимости (личностные, коллективные, общественные).

Любая деятельность человека обуславливается мотивами. Являясь стрежнем побудительной формы, мотивы придают всей жизни человека тематический смысл. Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или к поведению. Совершая одинаковые по форме поступки, люди нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают личностные значения своему поведению; соответственно и оценка этих поступков должна быть различной. Мотивы бывают простые и сложные. К простым, например, относятся влечение, желание. Это – неустойчивые, кратковременные побудительные силы; человек порой не осознает причин, вызвавших эти мотивы, лишь ощущает, что его «влечет неведомая сила» (А. Пушкин). Чаще всего простые мотивы связываются с биологическими потребностями.

Направленность – зеркало личности человека. Как центральное психическое свойство личности, она является обобщенной характеристикой с точки зрения того, к чему человек стремится, что он ценит в жизни и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Потребности побуждают человека к активности, определенным образом влияют на его переживания, мышление и волю. Благодаря волевому усилию и настойчивости человек преодолевает трудности на пути к цели и практически решает поставленную задачу, так или иначе связанную с удовлетворением потребности. Знание содержания и структуры направленности человека дает представление о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений. Установка, как внутренняя готовность личности к определенной деятельности, придает цельность и существенно влияет на эффективность. Деятельность человека побуждается не одной, а множеством установок, находящихся в сложной зависимости и взаимной обусловленности.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакции на жизненные обстоятельства. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, включая его характер протекания эмоций и волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) человека. В таблице 1 приведена принятая по И П Павлову классификация темпераментов с типами высшей нервной деятельности:

Таблица 4.1

Особенности внешнего поведения

Особенности нервных процессов

Тип ВНД

Вид темперамента индивида

По силе

По подвижности

По уравновешенности

Чрезмерно активен

сильные

подвижные

неуравновешенные

безудержный

ХОЛЕРИК

активен

сильные

подвижные

уравновешенные

сильный

САНГВИНИК

вял

сильные

малоподвижны

уравновешенные

инертный

ФЛЕГМАТИК

скован

слабые

подвижные

неуравновешенные

слабый

МЕЛАНХОЛИК

Страницы: 1 2 3 4

Общие представления о шизофрении. История развития представлений о шизофрении
Начиная с ХIХ века предпринимались попытки выделить шизофрению из ряда психических расстройств, связанных с нарушениями когнитивных функций у пациента. Поскольку клинические проявления этого заболевания весьма разнообразны, дать точное определение этого заболевания, генетически его изучить и обеспечить объективную диагностику представля ...

Конфликтология.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил. Сама теория конфликта является плохо разработанной. Однако на Западе уже в течение нескольких десятилетий, особенно в конце XX в., это научное направление получило основательное развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически ...

Механизм развития неврозов у детей
Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru