Персонализация риска. Психологические особенности
личностиСтраница 1
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека, направленность его действий. Одни считали, что основным побудителем является стремление к удовольствию, другие-исполнение долга, третьи – стремление к господству или подчинению, четвертые – удовлетворение биологических влечений и т.д. В действительности направленность-это сложное психическое свойство личности, охватывающее систему побуждений, которая формирует избирательность отношений и активность человека.
Нуждаясь в чем-то, человек испытывает дискомфорт, который и старается преодолеть. Таким образом, потребности лежат в основе направленности личности. Различают потребности биологические (например, в пище, тепле, отдыхе) и социальные (например, в общении, познании, красоте, справедливости и т.д.). Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии, как между собой, так и с другими компонентами направленности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Характер потребностей и их регуляция зависят от психического склада личности и ее воспитанности. Исходя из потребностей, человек ставит перед собой в определенное время определенные цели, которые бывают конкретными и абстрактными. Последние чаще объединяются с перспективами. Цели также различают по содержанию (связанные с биологическими или социальными потребностями) и их значимости (личностные, коллективные, общественные).
Любая деятельность человека обуславливается мотивами. Являясь стрежнем побудительной формы, мотивы придают всей жизни человека тематический смысл. Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или к поведению. Совершая одинаковые по форме поступки, люди нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают личностные значения своему поведению; соответственно и оценка этих поступков должна быть различной. Мотивы бывают простые и сложные. К простым, например, относятся влечение, желание. Это – неустойчивые, кратковременные побудительные силы; человек порой не осознает причин, вызвавших эти мотивы, лишь ощущает, что его «влечет неведомая сила» (А. Пушкин). Чаще всего простые мотивы связываются с биологическими потребностями.
Направленность – зеркало личности человека. Как центральное психическое свойство личности, она является обобщенной характеристикой с точки зрения того, к чему человек стремится, что он ценит в жизни и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Потребности побуждают человека к активности, определенным образом влияют на его переживания, мышление и волю. Благодаря волевому усилию и настойчивости человек преодолевает трудности на пути к цели и практически решает поставленную задачу, так или иначе связанную с удовлетворением потребности. Знание содержания и структуры направленности человека дает представление о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений. Установка, как внутренняя готовность личности к определенной деятельности, придает цельность и существенно влияет на эффективность. Деятельность человека побуждается не одной, а множеством установок, находящихся в сложной зависимости и взаимной обусловленности.
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакции на жизненные обстоятельства. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, включая его характер протекания эмоций и волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) человека. В таблице 1 приведена принятая по И П Павлову классификация темпераментов с типами высшей нервной деятельности:
Таблица 4.1
Особенности внешнего поведения |
Особенности нервных процессов |
Тип ВНД |
Вид темперамента индивида | ||
По силе |
По подвижности |
По уравновешенности | |||
Чрезмерно активен |
сильные |
подвижные |
неуравновешенные |
безудержный |
ХОЛЕРИК |
активен |
сильные |
подвижные |
уравновешенные |
сильный |
САНГВИНИК |
вял |
сильные |
малоподвижны |
уравновешенные |
инертный |
ФЛЕГМАТИК |
скован |
слабые |
подвижные |
неуравновешенные |
слабый |
МЕЛАНХОЛИК |
Индивидуальность концепции риска
Избираемые при управлении меры защиты или снижения риска определяются величиной опасности, степень риска которой является результатом личной оценки, вытекающей из накопленных знаний, направленности действий, темперамента и характера конкретного человека. Один и тот же риск разные люди воспринимают и оценивают не одинаково. И главным для ...
Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений эт ...
Эксперименты по изучению особенностей зрительного восприятия
у больных шизофренией
Испытуемым предлагалось опознавать зрительные стимулы (изображения предметов) в условиях неполноты стимульной информации. В такой ситуации опознание изображений обычно неоднозначно, и для полной идентификации требуется привлечение из памяти системы «образов-эталонов», заключенной в прошлом опыте субъекта.
Поскольку у больных шизофрение ...