Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека
Страница 2

Материалы » Исследования индивидуальных различий людей » Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека

«Реакция на движущийся объект — РДО» (Н.С. Лейтес) — остановка стрелки электросекундомера (полный оборот— 1 сек) на заданной цифре: преобладание опережающих реакций (стрелка не дошла до нужной цифры) связано с превалирова­нием торможения; преобладание запаздывающих реакций (стрелка прошла заданную цифру) связано с превалировани­ем возбуждения.

Исследование уровня развития профессионально важных позна­вательных процессов (познавательных способностей) проводит­ся с помощью психометрических методик в форме индивидуаль­ного и группового эксперимента. Известно большое количество подобных методик, каждая из которых, в свою очередь, имеет ряд модификаций, иногда с учетом специфики конкретной про­фессиональной деятельности. Наиболее известные и часто ис­пользуемые методики: «Компасы» и «Часы»— особенности вос­приятия пространственных отношений признаков объекта репродуктивного мышления; «Корректурная проба» (таблица Бурдона, Анфимова, с кольцами Лапдольта) — устойчивость к концентрации внимания при длительной однообразной работе, умственная работоспособность, темп психических процессов, преимущественная установка на точность или скорость работы;

«Перепутанные линии»— устойчивость и концентрация внима­ния; «Отыскивание чисел с переключением» («черно-красная таб­лица» — методика Горбова) — объем, распределение и переклю­чение внимания, оперативная память; «Расстановка чисел» — распределение внимания и оперативная память; «Выявление слов» — качество восприятия и особенноюти внимания; «Численно-буквенные сочетания» — распределение и устойчивость вни­мания, способность к работе в вынужденном темпе и при дефи­ците времени; «Шкалы приборов» — оперативная память; «Уста­новление закономерностей» — репродуктивное мышление, активность, сообразительность и оперативная память; «Запоми­нание и непосредственное воспроизведение слов и чисел» — кратко­временная память; «Числовые ряды» — особенности логического мышления; «Аналогии-» — особенности вербального (понятийно­го) мышления; «Арифметический счет» — способность к выпол­нению числовых операций; «Количественные отношения» — спо­собность к умозаключениям; «Сложение чисел с переключением» — способность к репродуктивному мышлению и перестройке ум­ственных навыков [19,78].

«Исследование простых и сложных сенсомоторных реакций» — скорость и точность реакций на световые и звуковые раздра­жители, установка на скорость или надежность работы; «Ре­акция на движущийся объект» — динамический глазомер, точность движений; «Двигательная координация и напряжен­ность» (ДКН) — особенности координации движений, эмо­циональная устойчивость и внимание.

В качестве метода исследования индивидуальных разли­чий опросник был разработан еще в 1950 году Г. Хейманом и Э. Вирсмой. Критические замечания, высказанные относительного этого опросника, касались того, являются ли оцениваемые испытуемыми параметры эмоциональности и активности присущими им, или они есть функция пред­ставлений о самих себе. Интересно отметить, что упреки по отношению к достоверности данных, полученных с помо­щью опросников, и до сих пор во многом сходны. Офици­ально считают первым опросником, основанным на ответах испытуемого о самом себе, «Бланк личностных данных» Р. Вудвортса, разработанный в 1917 году для измерения нсвро-тичности. Несмотря на отсутствие теоретического обосно­вания, опросник оказался полезным при отсеве призывни­ков армии США, у которых находили так называемые невротические ответы.

К опросникам такого же типа относится и опросник Г. и Ф. Оллпортов, направленный на изучение доминантности—подчиненности, опросник Л. и Т. Терстоунов, создан­ный для измерения невротических тенденций, и опросник Р. Бернрьютера для изучения склонностей.

В 40—50-х годах были созданы шкалы для измерения ин­тересов, которые используются и в настоящее время. Это прежде всего «Перечень интересов» Д. Стронга. В его опрос­нике, содержащем 400 утверждений, зондируются интересы человека к различным профессиям, предпочитаемым видам деятельности, степень его умений и навыков. С помощью шкалы выделяются четыре «параметра» интересов. Среди них можно определить сходство интересов испытуемого с интересами людей, добившихся успеха в определенной про­фессии. Кроме того, шкала позволяет измерить зрелость интересов, степень профессиональной подготовленности. Метод, применяемый при разработке шкал опросника Стронга, вкратце можно охарактеризовать следующим обра­зом. Были выбраны представители 42 профессиональных групп, удовлетворявших критерию профессионального ус­пеха (например, большой профессиональный стаж, занима­емое положение, величина заработка и т. п.), найдена час­тота ответов отдельно для той профессиональной группы, которую собирались изучать, и отдельно — для остальных испытуемых, составивших выборку «людей вообще». Далее была подсчитана разность процентов ответов по каждой профессии у представителей сравниваемых групп. Разность была положительной, если в профессиональной группе оп­ределенной категории ответы встречались чаще, чем в «кон­трольной» группе, отрицательной разность была в противо­положном случае. Все 42 шкалы интересов (и 24 шкалы для женщин) были последовательно сопоставлены этим спосо­бом, для каждой определены специальные нормы для пере­счета. Из-за чисто эмпирического подхода, лежащего в ос­нове этого опросника, коэффициенты интеркорреляции многих шкал относительно высоки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Результаты экспериментов
Методика “Лесенка” показала, что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети сохраняли высокую общую самооценку и этим не отличались от своих незастенчивых сверстников. Эти данные вносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивого ребенка. Вместе с тем уже в три года у застенчивых детей обнару ...

Основные понятия и актуальность темы.
Семья характеризуется различными материальными (биологическими и хозяйственными) и духовными – нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими – процессами. Нас интересуют психологические особенности власти и зависимости в браке. Власть в данном случае будет означать склонность и привычку человека повелевать кем-то, распоряжат ...

Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесня ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru