Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека
Страница 3

Материалы » Исследования индивидуальных различий людей » Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека

В настоящее время некоторыми психологами применя­ется также «Перечень интересов» Г. Кудера, измеряющий интенсивность интересов к определенным видам деятельно­сти (от наиболее к наименее предпочитаемой). Наиболее привлекательный вид деятельности оценивается двумя бал­лами, одним баллом — вид деятельности, оказавшийся на втором месте, нулем — вид активности, который оказался на третьем месте. Кудср проделал большую работу над тестом, в результате чего была создана относительная однородность шкал теста, а также их независимость друг от друга. Цен­ность этого теста подтверждается относительно высокими коэффициентами надежности, которые колебались в преде­лах от 0,80 (для интересов к искусству убеждать) до 0,98 (для интересов к вычислениям).

Первым многофакторным опросником был «Личност­ный перечень» Бернрьютера. Автор исходил из того, что поведение человека в конкретной ситуации определяется несколькими различными чертами личности. В качестве «банка» вопросов для создания своей шкалы Бернрьютер использовал вопросы из шкал Терстоунов, Оллпортов, Лейарда, вследствие чего шкалы значительно перекрывают друг друга, «заходят» друг на друга, что может быть следстви­ем методологически необоснованного и механического объединения четырех различных опросников в один с целью получения отдельной шкалы.

Необходимо упомянуть также опубликованную в 1941 году Миннесотскую шкалу личности 3,11]. Авторы ее Дж. Дарли и К. Мак-Нимара использовали метод факторного анализа для разработки многошкального личностного опросника. Эта шкала не снискала себе особой популярности.

Интересным примером многошкального опросника явля­ется опросник для изучения ценностей Г. Оллпорта, П. Вер-нона и Дж. Линдси, построенный на основании типологии Шпрангера. Шкалы опросника давали возможность опреде­лить выраженность теоретических, экономических, эстети­ческих, социальных, политических и религиозных интересов. Авторы разрабатывали этот опросник в период очень боль­шой популярности факторного анализа, стремились создать его, исходя из определенных теоретических установок. В на­стоящее время этот опросник широко используется в при­кладных исследованиях в Польше и Чехословакии.

Наиболее широкую известность в исследованиях, каса­ющихся психологического отбора в авиацию, врачебно-летной экспертизы летного состава и изучения индивидуально-психологических свойств личности пилотов и космонавтов, приобрели Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММР1), опросник Кэттелла и Айзенка.

В отечественной психологической науке неоднократно ставился вопрос о необходимости научного обоснования психодиагностических методов, на что обратил внимание Б.Ф. Ломов [6,155]. Безусловно, положительное отношение к личностным методам из-за пригодности к решению целого ряда прикладных вопросов не означает согласия с их идео­логической интерпретацией многими зарубежными психо­логами. Однако необходимость быстрейшего решения таких важных вопросов, какими являются психологический отбор и экспертиза, не позволяет ждать того момента, когда будет создан комплекс совершенных отечественных методических приемов для этих целей. Об острой критике, которую вызы­вают зарубежные психодиагностические методы, очень точ­но сказал Б.М. Теплов: «Наша критика их методов . дает нам право не собирать никакого материала и обходиться здравым смыслом или случайным наблюдением. Это нику­да не годится. Американская дифференциальная психология — это все же научная дисциплина, со своим предметом и методами, которые, конечно, не безупречны, но это луч­ше, чем критиковать с пустого места» [6, 306].

Несмотря на сдержанное отношение к зарубежным лич­ностным тестам, существует почти единодушное мнение, что они в принципе позволяют выявить многие внешне скрытые (или скрываемые) личностные характеристики за счет моделирования разнообразных ситуаций, которые не­возможно сделать объектами непосредственного наблюде­ния в жизни или косвенного выявления иными методами. Надежность полученных личностных характеристик тем выше, чем более адекватны методические приемы задачам исследования и чем более объемно, всесторонне они харак­теризуют каждую из изучаемых черт личности. Именно по­этому для изучения личностных особенностей рекомендует­ся использовать комплекс тестов |8].

С формальной стороны опросники являются вариантом стандартизированной упорядоченной беседы, в которой ме­тодом косвенной самооценки зондируется широкий круг проблем, касающихся личности. В то же время очень боль­шое значение имеет неявная, требующая раскрытия логика опросников. Возникает сложная методическая проблема: можно ли доверять информации, получаемой на основе субъективных оценок.

Следует отметить, что испытуемый, отвечая на вопросы и создавая тем самым образ своего «Я», делает это под влия­нием своих психологических установок, которые могут иног­да даже и не осознаваться им. На этот феномен указывают и А.С. Прангишвили и его соавторы: «Именно эта зависимость создаваемого образа от скрытых личностных особенностей испытуемого, от иерархии его ценностей, от дифференциро­ванной значимости для него разных сторон его собственного «Я» и мира . превращает высказывание испытуемого в объек­тивно детерминированные факты, а тем самым и в носителей объективной информации» [2, 528].

Страницы: 1 2 3 4 5

Введение.
Выбирая тему работы, я прежде всего руководствовалась тем, насколько она актуальна для нашего времени. В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и не писанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением и ...

Определение эффективности занятий
Проведенный со школьниками с нарушением интеллекта формирующий этап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации требующие включения учащихся в сотрудничество с взрослым. Дети получали разнообразные задания, выполняли ...

Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru