Юмор в структуре психологической защиты личности.
Юмор как форма совладающего поведенияСтраница 3
В связи с отсутствием строго однозначного, единого и удовлетворительного определения в нашей работе «юмор» употребляется в самом широком значении, в качестве родового понятия, как синоним «комического». В этом смысле юмор содержит в себе не только «добродушное, забавное, шутливое», но и «саркастическое, ироническое, сатирическое». Многие современные авторы противопоставляют юмор и сатиру как позитивный (жизнеутверждающий) и негативный (деструктивный) виды комизма. Н. Куипер, Ж. Керш и др. выделили три типа юмора:
1) социальный юмор, направленный на установление эмоционально теплых межличностных отношений;
2) сальный, агрессивный юмор;
3) нарочитый юмор, ориентированный на демонстрацию собственного остроумия [1, с. 117].
Если первый тип юмора, как правило, имеет позитивный смысл с точки зрения адаптации личности в социуме, то следующие два — негативный.
Юмор и смех – феномены, присутствующие во всех культурах, свойственные каждому человеку, возникающие в любой ситуации общения. Комическое — это мощный способ укрепления социальных связей, повышения групповой сплоченности за счет совместного переживания сильных положительных эмоций, высмеивания недостатков «чужой» группы и подчеркивания превосходства «своей». Это основа этнического юмора у представителей меньшинств, служащего укреплению национальной солидарности и морального духа. В повседневных социальных взаимодействиях юмор возникает случайно или когда люди рассказывают друг другу анекдоты с целью развеселить, вызвать смех и преднамеренно используют шутки для улучшения атмосферы общения. Но пока мало работ, демонстрирующих компенсаторные возможности юмора в силу сложности его изучения, связанной с ситуативностью смешного (то, что смешно в одной ситуации, необязательно будет смешным в другой), индивидуальными различиями в восприятии и создании смешного. Неслучайно, один из специалистов в области психологии юмора Р. Мартин сетует на то, что результаты экспериментальных лабораторных исследований смягчающего влияния юмора на стресс «не всегда можно воспроизвести», а «их довольно искусственный характер не позволяет перенести полученные результаты на повседневные переживания». И тем не менее, исследователями в этой области отмечаются 4 основных позитивных эффекта использования юмора в разных его формах:
1) улучшение физического самочувствия со стороны сердечной, дыхательной, эндокринной систем и текущего состояния, которое связывается с хорошим настроением, желанием улыбаться и позитивно относится к миру;
2) рост творческой активности, креативности в решении задач в связи с шутливым обыгрыванием трудностей, ведущим к уверенности в достижении успеха,
3) катализирующий эффект в перенесении и облегчении всех видов боли и страданий;
4) повышение адаптивных возможностей в любой трудной ситуации, ресурс сопротивления стрессу. В работе группы психологов из Центров управления полетами на основе проведения контент-анализа переговоров с космонавтами было показано, что соотношение рабочих и нерабочих (шутливых по тематике) тем было приблизительно 1 : 2,5 в ситуации изоляции команды из 4-х мужчин от 27 до 42 лет в течение 110 суток. Исследователи по этим данным и данным субъективных отчетов утверждают, что добрый юмор, шутки способствуют снятию напряжения и выполняют регуляционнокоммуникативную функцию общения в профессионально-стрессовой ситуации.
Введение.
В потоке внешних раздражителей люди обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знании и представлений; остальную информацию они бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть ...
Самопрезентация в политическом дискурсе
Начало психологического изучения репрезентируемых в речи интенций политиков было положено в ряде коллективных работ лаборатории психологии речи и психолингвистики РАН. В исследованиях многих авторов (Т.Н.Ушаковой, В.В. Латынова и др.) было показано, что в текстах, в том числе конфликтного характера, при обсуждении себя и своих сторонник ...
Методика 2
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, ч ...