Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический
аспект агрессииСтраница 2
Известный ученый Леонард Берковиц, занимающийся изучением агрессии, обнаружил, что очень значимым стимулом для выплеска агрессии является находящееся в поле зрения человека оружие.
Помимо научных исследований, эти выводы подтверждены реальными фактами: в странах, где запрещено ношение огнестрельного оружия, отмечается меньшее количество убийств. Так, в Англии совершается в шестнадцать раз меньше убийств, чем в США, хотя население первой страны меньше, чем во второй всего в четыре раза. В США за год совершается 10 000 убийств с помощью огнестрельного оружия в год, в Англии - около десяти.
Казалось бы, это можно было бы трактовать как разницу в социокультурных особенностях этих стран, но и в пределах одной страны (США) там, где разрешено, но строго ограничено приобретение огнестрельного оружия, количество убийств в два раза ниже по сравнению со штатами, где такое ограничение не введено. Как писал в своей работе американский психолог Дэвид Майерс, «оружие не только провоцирует агрессию, но также создает психологическую дистанцию между агрессором и его жертвой.» Пространственная удаленность от жертвы облегчает проявление жестокости.
Согласно теории фрустрации - агрессии, у человека, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях оно подавляется не самоконтролем, а боязнью наказания либо некими внешними препятствиями. Однако в этом случае агрессивное побуждение остается и может быть перенесено с реального обидчика на другой обьект или человека, по отношению к которому агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно - происходит смещение агрессии.
Всем хорошо известна анекдотическая ситуация, когда отец семейства, на которого накричал начальник на работе, приходя домой, срывает зло на жене. Жена шлепает попавшегося под горячую руку сына. Сын пинает пробегающего мимо пса, который кусает отца. В этой ситуации у отца хотя и происходит выплеск отрицательных эмоций, но уровень агрессивности не снижается, т.к. реально он может упасть при нанесении ответного действия лишь самому фрустратору (обидчику), в данном случае - начальнику. К тому же добавляются неприятные ощущения от укушенной ноги.
Совершенно очевидно, что не все люди и не всегда реагируют на фрустрацию агрессивным поведением. Что касается врожденной предрасположенности человека к агрессивным действиям (теории Фрейда и Лоренца), то вполне «вероятно также, что обучение и жизненный опыт индивидуума в значительной степени влияют на ее проявление».
Согласно третьей теории агрессивности -
«теории социального научения», человек перенимает агрессивное поведение, наблюдая за другими людьми.
В «прошлый опыт» входит не только непосредственный опыт человека, но и научение путем подражания другим людям. Согласно теории американского психолога Альберта Бандуры, большинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания
другим людям. Если воспитывающие ребенка люди проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни человека. Если воспитатели будут получать наказание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка. По мнению А.Бандуры, агрессивность является причиной самого обыкновенного обучения: она развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека, действовавшего агрессивно. В настоящее время эта теория является одной из самых распространенных и влиятельных. Значительное влияние на агрессивность оказывают индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, т.к. первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.
Попытка понимания происхождения сновидений
Прежде чем углубиться в исследование вопроса необходимо определить ряд понятий, с которыми мы будем часто встречаться в рамках данной работы.
Сновидения - это неотъемлемо значимое и ритмически повторяемая во время сна психическая активность человека, проявляющаяся как результат отражения совокупности ментальных, физиологических, биохим ...
Деятельность социального работника по оказанию помощи людям в экстремальных
ситуациях
К основным функциям психосоциальной работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая. Формы оказания психосоциальной помощи: индивидуальные и групповые. Основные методы психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведени ...
Дауншифтинг – гармония труда
Когда император Диоклетиан (284–305 гг. н.э.) оставил трон и отправился в свое имение выращивать капусту, римские граждане испытали шок. Успешный банкир, Гоген бросил карьеру и привычный образ жизни, отправившись на Таити, чтобы посвятить всё своё время живописи.
И сейчас многие удивляются, когда вчерашние топ-менеджеры, преуспевающие ...