Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический аспект агрессии
Страница 1

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический аспект агрессии

Агрессивность в об­щих чертах понимается как целенаправ­ленное нанесение физического или психичес­кого ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факто­ры. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок мо­жет наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают аг­рессивное поведение далеко не у всех. В од­ной и той же семье, в сходных условиях воспи­тания вырастают разные по степени агрессив­ности дети (Приложение А).

Таким образом, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы после-дствия; 2) когда нарушены нормы поведения.

Первая из теорий связана с именами Зигмунда Фрейда и Кон­рада Лоренца. З.Фрейд считал, что в жизни человека существует два основных инстинкта - стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует посто­янное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энер­гии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энер­гия танатоса не будет направле­на вовне, то это приведет к раз­рушению самого индивидуума. Агрессия берет начало из врож­денных, инстинктивных сил,

а внешнее проявление эмоций, со­провождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушитель­ной энергии и уменьшить в

ре­зультате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах до­статочно спорной, заслуживает значительного интереса.

Не меньшего внимания заслу­живает теория К.Лоренца, который считал, что агрессия имеет сво­им источником не описанные З.Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание.

Агрес­сивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непре­рывно и в постоянном темпе, ре­гулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количе­ство агрессивной энергии нако­пилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее вып­леску. Помимо врожденного ин­стинкта борьбы, люди наделены способностью подавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мне­нию этого ученого, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессивные дей­ствия. Любовь, дружба и привя­занность могут блокировать про­явление агрессии.

Тем не менее, по данным французских и американских уче­ных, существуют культуры, кото­рые сумели создать свои спосо­бы сдерживания агрессивности (племена на берегах Амазонки и некоторых островах Океании).

Вторая теория агрессии была создана в 1939 году известными психологами Джоном Доллардом и Эдвардом Милле­ром и получила название «теория фрустрации - агрессивности» .

Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое состо­яние, вызванное неуспехом в удов­летворении потребности или же­лания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фруст­рация не является следствием ли­шения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реаль­ных достижений человека.

Согласно этой теории, чело­век, которому помешали действо­вать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем боль­ше он стремится к достижению какой - то цели. Фрустрация яв­ляется причиной гнева и враждеб­ности, при наличии агрессивных стимулов гнев может провоциро­вать агрессию. В этом случае его реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отно­шению к препятствующему чело­веку или объекту.

Страницы: 1 2 3

Этикет деловой одежды
Многим из нас не доставляет большого удовольствия старая истина, гласящая, что «встречают по одежке»; и, тем не менее, она справедлива, особенно когда речь идёт о современном деловом мире. Обратите внимание на людей, быстро продвигающихся по службе. Чаще случается так, что при наличии двух кандидатов на повышение получает должность тот, ...

Методы и методики исследования. Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич)
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни. Наиболее распространенной в настоящее время является методик ...

Понятие синдрома эмоционального (профессионального) выгорания. История вопроса
Сегодня не для кого не секрет, что учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В зтой связи большое значение приобретает изучение феномена ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru