Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
Страница 1

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников

Те

или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольни­ков. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее четырех ак­тов, цель которых - причинить вред сверстни­ку, в то время как у других детей отмечается не более одного.

Среди психологических особенностей, провоци­рующих агрессивное поведение, обычно вы­деляют недостаточнее развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уро­вень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нару­шения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.

Сравнительный анализ данных показателей у дошкольников - агрессивных и неагрессив­ных - показывает: по большинству из них пер­вые мало чем отличаются от вторых. Так уро­вень развития их интеллекта в среднем соот­ветствует возрастной норме, а у некоторых да­же превышает. У многих зафиксирован доста­точно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представлен­ные, например, на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей, за исключением некото­рых, в целом несколько ниже.

Агрессивные де­ти более остро и на­пряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих досто­инств. Характерно, что переживания эти, как правило, не соответст­вуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстни­ков агрессивные дети мало, чем отличаются от других - среди них есть и предпочитаемые, и от­вергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тя­желые переживания вызваны не действитель­ным положением в группе, а субъективным вос­приятием отношения к себе. Ребенку кажется: его не ценят, не видят его достоинств.

Еще более существенные различия прояв­ляются в процессе реального взаимодейст­вия. В ситуации совместной деятельности, когда двум или трем воспитанникам взрослый предлагает раскрасить картинки или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, а если и проявляют внимание к успехам сверстника, то только отрицательное и с одной мотиваци­ей: вырвать рисунок, попытаться ударить; не уступить свой предмет (карандаш или детали мозаики). Эти данные дают основание пола­гать, что главная отличительная черта агрес­сивных детей - их отношение к сверстнику. Другой ребенок для них - противник, конку­рент, препятствие, которое нужно устранить.

Агрессивный ребенок враждебные намере­ния и чувство пренебрежения обычно припи­сывает другому. Проявляется это в представлении о своей недооцененности со стороны сверстников; в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.

Главные проблемы аг­рессивных детей, причем неоднородные, ле­жат в сфере отношений со сверстниками. Об­следуя их, исследователи выявляют существенные индиви­дуальные различия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо выделя­ются три группы.

Первую группу составляют дети, которые ча­ще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников.

Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасы­вают вещи; поведение направлено на получе­ние эмоционального отклика. Как правило, ак­тивно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и пре­кращают свои вызывающие действия. Агрес­сивные акты мимолетны, ситуативны и не отли­чаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию - прямую или косвен­ную - в ситуации привлечения внимания; и носит она непроизвольный, непосредствен­ный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника - готовно­стью сотрудничать. По данным социо­метрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий ста­тус в группе сверстников - их либо не замечают и не принимают всерьез, ли­бо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают», «всегда мешают», «ни­кого не слушают». Данные психологи­ческого обследования показывают: дети первой группы

Страницы: 1 2 3

Распределение ролей в патриархальной семье.
Чем отличается семья с патриархальными нравами от большинства других семей? Это не обязательно конфликтная и проблемная семья, напротив, она может быть очень дружной, но отец здесь – это глава семьи, фактически, а не номинально. Он обеспечивает жену и детей и принимает единолично все кардинальные решения. А жена, даже если она работает ...

Методика 2
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, ч ...

Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности
К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru